Третье графическое измерение

Евгений Зобнин ака j1m

Хакер, номер #091, стр. 091-108-1

(j1m@list.ru)

Система X Window на базе OpenGL

Тебе надоел твой скучный рабочий стол, эффекты KDE и Gnome уже не радуют глаз? Ты хочешь чего-то яркого, красивого, экзотического, чтобы рабочий стол стал живым, объемным, гипнотизирующим, а друзья, увидев его, падали со стульев? Нет ничего проще! Сегодня мы опробуем XGL - X-сервер на базе OpenGL.

Начало начал

История Xgl началась в недрах небезызвестной компании Novell. Главным архитектором и разработчиком проекта стал Дэвид Рэвеман (David Reveman), служащий в компании программистом. Вплоть до 2006-го года разработка велась закрыто, и о достигнутых успехах могли знать только руководство компании и сам Дэвид. Сразу после нового года, 2-го января 2006-го, Дэвид решил поделиться своими наработками и поместил исходники в CVS-репозиторий проекта freedesktop.org. После открытия исходных кодов к проекту присоединилось еще несколько разработчиков из крупных Linux-компаний, а в сети, как грибы после дождя, стали появляться документы, описывающие процесс сборки и использования Xgl. Так начался бум популярности нового X-сервера. На данный момент почти все крупные Linux-поставщики заявили о своем намерении включить Xgl в свои дистрибутивы.

Зачем оно нам?

Вопреки распространенному мнению, OpenGL хорош не только для отрисовки 3D-графики и создания красивых визуальных эффектов. Подсистема OpenGL вкупе с современной видеокартой по скорости отрисовки и обработки графики с легкостью обгоняет любую 2D графическую подсистему (разве что Matrox со своими 2D-ускорителями может составить конкуренцию). И все благодаря чипу 3D-ускорителя, который берет на себя сложнейшую работу по обработке видеоинформации. Как следствие, используя Xgl, мы получаем рекордную скорость отрисовки изображения, аппаратное сглаживание шрифтов, настоящую прозрачность (благодаря композитной модели окон) и еще многие прелести OpenGL, вроде возможности установки различных разрешений и глубины цвета индивидуально для каждого окна. Кроме того, использование OpenGL в 2D-режиме имеет не только технические, но и экономические достоинства, к примеру, упрощение разработки видеодрайверов, так как теперь нет необходимости в оптимизации драйвера для 2D- и 3D-режимов.

Раздвоение личности

Нынешняя реализация Xgl - это всего лишь hack обычного сервера x.org. Для инициализации дисплея в нем используется технология xglx. Это значит, что Xgl сначала запускает стандартный X-сервер, затем, используя расширение glx, создает окно, размером в экран, которое и будет основой для отрисовки графики (аналог запуска OpenGL-игры в полном экране). Это временное решение, и его недостатки очевидны. А вот, что касается преимуществ:

* не требуется модификация существующих видеодрайверов

* Xgl можно запустить прямо в окне уже работающего X-сервера.

Следующая же реинкарнация Xgl будет основана на технологии xegl. Такой X-сервер планируется перевести на спецификацию EGL (Embedded GL) для прямого доступа к функциям DRI (Direct Rendering Infrastructure) или Linux Framebuffer. Для него понадобятся новые видеодрайвера с поддержкой той самой технологии DRI.

Содержание  Вперед на стр. 091-108-2
ttfb: 3.4489631652832 ms