Золотые годы Cпектрума

Влад Сотников (vega56@mail.ru)

Хакер, номер #086, стр. 086-084-1

15 лет ZX-Сцены

Наверное, каждому компьютерщику знакомо слово Spectrum. В свое время этот персональный компьютер стоял в каждой десятой квартире. Сравнительно небольшая цена позволяла покупать его в качестве игровой приставки для детей, но от приставок типа Dendy его отличало несколько особенностей. Во-первых, игры к нему стоили намного дешевле, во-вторых, в Спектрум был встроен язык программирования Basic. И возможность создавать на нем собственные программы делала его особенным.

[появление Спектрума в СССР]

ZX-Spectrum был выпущен английской фирмой Research Ltd в 1982 году. Ее глава, сэр Клайв Синклер, за свое изобретение впоследствии получил звание лорда. На тот момент это была довольно мощная платформа: 48 килобайт ОЗУ (16 в самых первых моделях), 16 килобайт ПЗУ, куда входил Basic, в качестве монитора использовался обычный телевизор, а в качестве носителя информации - кассетный магнитофон. За счет небольшой стоимости этот компьютер быстро завоевал рынок, и его приобрели миллионы людей. Поскольку компьютер позиционировался как игровой, для него вскоре появилось множество самых разных игр, что сделало его серьезным конкурентом для игровых консолей того времени. Успех, впрочем, длился недолго. К концу 80-х годов популярность Спектрума снизилась, его продажи резко сократились. Определенные маркетинговые ошибки Клайва Синклера привели к банкротству корпорации Sinclair Research Ltd., и права на производство компьютера выкупила фирма Amstrad, которая заморозила его выпуск.

В то время как в Европе Спектрум медленно умирал, в нашей стране он только начинал свое развитие. Благодаря простой схеме компьютер можно было легко собрать, что привлекло к нему наших производителей. Незнакомые с понятием «авторские права», десятки кооперативов в начале 90-х годов наладили выпуск ZX-Spectrum'ов. Проблем с софтом тоже не было: проходя через социалистические страны, такие как Польшу, программы непрерывным ручьем потекли на рынки стран СНГ.

К середине 90-х годов Спектрум в нашей стране уже был по-настоящему популярен. Причем, в отличие от европейских юзеров, наши умельцы пытались его всячески модернизировать, что в итоге привело к расширению памяти до 128 килобайт и замене простенького бипера трехканальным музыкальным процессором Yamaha. Конечно, для многих ранних спектрумистов speccy (так прозвали Спектрум) служил в качестве игровой машины, но со временем Sabateur, Dizzy и другие игрушки приелись, так как хотелось чего-то большего. И народ принялся творить. Кто-то экспериментировал с музыкой, используя примитивный редактор Wham! или первый трэкерный редактор Sound Tracker, кто-то стал рисовать графику в редакторе Art Studio, дающем кучу инструментов для создания цветных картинок. Только с программированием были сложности: на прошитом в ПЗУ BASIC’е можно было создать программы, но скорость их работы оставляла желать лучшего. С минутными паузами при построении функций о создании полноценных игр нечего было и мечтать. Но игры такие были и как-то их делали!

Вышедшая в издательстве «Питер» книга Ларченко и Родионова «ZX Spectrum для пользователей и программистов» познакомила юзеров с основами ассемблера. Именно этот язык открывал двери к настоящему программированию. Но так просто создать что-то впечатляющее, даже зная язык, было невозможно. Будущим кодерам предстояло еще пройти школу крэкинга.

Содержание  Вперед на стр. 086-084-2
ttfb: 3.2689571380615 ms