Почувствуй байты!

Trek (Neuromancer999@bk.ru)

Xakep, номер #063, стр. 063-050-1

Все о технологиях обратной связи

Ты наверняка видел в фильмах, как главный герой, обвешанный датчиками и проводами, корчится в судорогах, совершив неудачный взлом. Думаешь, виртуальный мир еще долго не сможет воздействовать на тебя, что все это выдумки киношников и авторов фантастических рассказов? Поверь, ты заблуждаешься!

Force Feedback

Устройства с поддержкой технологии Force Feedback (обратной отдачи или, по научному, устройства с обратной тактильной связью) появились довольно давно. Сейчас любой компьютер может воздействовать на глаза и уши своего владельца. Технология Force Feedback расширяет возможности такого воздействия, добавляя тактильные ощущения.

Пионером этой технологии выступила фирма Immersion. Как и многие проекты, Force Feedback разрабатывался как правительственная технология - первый заказ на устройство с поддержкой обратной отдачи подало Министерство Энергетики США. Требовался тренажер для хирургов. Во время разработки тренажера Immersion нашла способ управления внешними устройствами компьютером и решила использовать эту технологию в популярных тогда компьютерных играх. Так на компьютерный рынок вышел первый джойстик с обратной отдачей под названием I-Force! Стоила такая вещица около 5 тысяч долларов и позволяла игрокам получить непередаваемые ощущения в таких играх, как Descent 2 и других космических и автосимуляторах. На деле же все было гораздо прозаичнее: I-Force просто создавал вибрацию при взрыве, выстреле или повреждении летательного средства, но по тем временам это было что-то невообразимое, ведь компьютер мог взаимодействовать с человеком по-новому! Многие геймеры спешили в магазины за новинкой. Примерно через месяц к Immersion присоединилась Interactive I/O и анонсировала первый руль с обратной отдачей под названием Virtual Vehiсle. Новый джойстик обещал невиданную реалистичность в автосимуляторах. Компания приобрела известность, и в мае 1996 года ВВС США заказали фирме партию I-Force для тренировки летчиков. Позже вышла серийная модель от фирмы CH Products - джойстик с поддержкой технологии Force Feedback по доступной цене - $169.

Технология начала победоносное шествие по планете. Потом было еще много джойстиков от разных фирм, но для нас представляет интерес новинка от Immersion: мышь с поддержкой обратной отдачи. Это позволяло почувствовать не только игры, но и офисные программы и даже MS Windows. Мышь сопротивлялась пользователю при перетаскивании и растягивании окна, переносе папок и т.п. (Зачем нужна обратная отдача при работе с виндой? Ума не приложу – прим. ред.)

Сейчас устройства с Force Feedback очень распространены, разработки в этой сфере ведут такие фирмы, как Logitech, ACT-Labs и другие. Уже сейчас, помимо банальных джойстиков, можно приобрести вибростул и виброкресло, которые создают вибрацию при звучании низких частот. За 15 долларов можно купить наушники с отдачей, которые генерируют вибрации, опять же основанные на низких частотах. Сейчас технология Force Feedback поддерживает лишь 12 эффектов обратной связи, к тому же все они реализованы только в Full Force Feedback мышах. Но все же, Force Feedback не дает достаточной реалистичности, чтобы забыть, что ты сидишь перед монитором и играешь в игру, а не несешься на космическом истребителе к туманной Альфа Центавре. Для этого нужны более совершенные технологии...

Содержание  Вперед на стр. 063-050-2
ttfb: 3.4098625183105 ms