Новые проклятия для С-кодеров под Linux

Иван Скляров

Xakep, номер #058, стр. 058-086-1

(Sklyarov@real.xakep.ru)

Быстрое введение в программирование с ncurses

Периодически в форумах для Linux-кодеров проскакивают вопросы, типа: "А как мне программно отловить нажатие клавиши?", "А как мне сделать оконный интерфейс в консольной программе?", "А как мне включить поддержку мыши?" и т.д. и т.п. На что более опытные программеры всегда отвечают одинаково: "man ncurses".

Однако чтобы научиться кодить с использованием ncurses по одним лишь манам, нужно быть как минимум гением (кто пробовал это делать, тот поймет :)). Ncurses содержит сотни функций, параметров, атрибутов и т.д., поэтому man больше подходит в качестве справки, когда уже знаешь, что искать. Но если человек знает что искать, разве он будет спрашивать? В то же время я практически не встречал литературы или толковых статей на русском, которые бы обучали ncurses от простого к сложному на реальных примерах. Как правило, это либо прилежно выписанные отрывки из man, либо, в лучшем случае, комментарии к манам (впрочем, кое-какие материалы по теме, заслуживающие внимания начинающих кодеров, приведены во врезке). Эта статья призвана восполнить этот пробел. Подразумевается, что язык C или C++ ты уже знаешь.

История появления ncurses

На первых UNIX-системах для создания терминально-независимых программ использовалась база данных termcap, предоставляющая только самые низкоуровневые возможности. Termcap до сих пор используют многие проги, например, редактор vi. Для работы с терминалами на более высоком уровне была создана надстройка над termcap - база данных terminfo. На основе terminfo возникла библиотека curses. Первоначально curses разрабатывалась для обеспечения работы с экраном в игре rogue и существовала только на BSD-системах. Позднее была создана ее расширенная версия - ncurses (new curses). Кстати, "new curses" переводится как "новые проклятия" (отсюда и название статьи). Ncurses разрабатывается по открытой лицензии, последний релиз можно найти по адресу: www.gnu.org/software/ncurses/.

Немного теории

В ncurses существуют два понятия экрана - stdscr и curscr (см. рис.1).

Сurscr (текущий экран) - всегда содержит образ экрана, отображающийся в данный момент на терминале. Stdscr (стандартный экран) - это экран, расположенный в памяти. На нем по умолчанию делаются все изменения перед тем, как отобразить их на текущем экране. Это сделано для оптимизации: пока на curscr показывается одна информация, на stdscr подготавливается другая. Для отображения stdscr на curscr используется функция refresh(). В ncurses также широко используется понятие окна. Окно - это часть экрана. По сути, stdscr и curscr это тоже окна размером с экран. Точка с координатами (0, 0) всегда расположена в верхнем левом углу окна. Окон на экране может быть любое количество, причем они могут перекрываться. По умолчанию, ncurses-окна не имеют ни обрамления, ни цвета и представляют собой лишь пустой виртуальный прямоугольник экрана. Для отображения из stdscr на текущий экран только одного окна служит функция wrefresh(win). Вообще любая функция в ncurses, которая содержит префикс 'w', относится к окну. Если такого префикса нет, то функция относится ко всему экрану. Например, функции addch, getch, erase работают с stdscr, а аналогичные функции waddch, wgetch, werase - с определенным окном (хотя в качестве определенного окна можно задать и stdscr). Некоторые функции могут еще иметь префикс 'mv' - это означает, что функция, помимо какого-то основного действия, изменяет текущие координаты (у, x). Например, функция mvaddstr(y, x, str) заменяет собой две функции move(y, x) и addstr(str), аналогично mvwaddstr(win, y, x, str) заменяет wmove(win, y, x) и waddstr(win, str).

Содержание  Вперед на стр. 058-086-2
ttfb: 3.3299922943115 ms