Пристегнись!

Xakep, номер #031, стр. 031-012-1

Константин Буряков aka p0r0h (p0r0h@ixbt.com)

Дарова, приятель! Ровно год прошел с момента нашего прошлого обзора по 3D-видеокарточкам. За это время 3D-индустрия сделала значительный рывок вперед. Разумеется, ][, как и ты сам, стремится идти в ногу с прогрессом, поэтому в этом обзоре мы расскажем обо всех новинках ведущих производителей. А также поведаем, как оптимально разогнать/настроить свою новую или старую видюху. Приступим.

3dfx

http://www.3dfx.com

Чувствую, как у некоторых геймеров защемило в области сердца. Да-да, компании 3dfx больше не существует. Nvidia, не терпящая никакой конкуренции, лихо расправилась со своим основным конкурентом - 3dfx, купив его с потрохами. Осталось только посмотреть, что оставила нам в наследство 3dfx, славная в прошлом, но загубленная своим собственным непродуманным маркетингом. Жаль только, что многообещающий чип Rampage, так сильно рекламируемый 3dfx, так и не увидит свет. Однако Nvidia обещала использовать его технологии в своих будущих чипсетах.

3dfx Voodoo4 4500 и Voodoo5 5500

Эти видеокарточки основаны на базе чипа VSA-100. Вот его характеристики:

0.25 мкм технологический процесс;

AGP 2X, 4X или PCI 2.2;

Частота графического ядра - 166 MHz;

2 конвейера рендеринга с одним блоком текстурирования на каждом;

Интегрированный 350 MHz RAMDAC;

Поддержка до 64 Мб видеопамяти SDRAM/SGRAM;

Максимальное разрешение 2048x1536@85Hz;

Мультитекстурирование;

Рельефное текстурирование;

Трилинейная фильтрация;

Наложение табличного и попиксельного тумана;

Динамичное наложение текстур окружающей среды;

Поддерживаются технологии компрессии текстур.

Также можно отметить, что, помимо набора функций, который был у Voodoo 3, VSA-100 обзавелся долгожданной поддержкой 32-битного цвета (за отсутствие которого так долго критиковали 3dfx). А благодаря использованию фирменной технологии T-buffer реализуется эффект Full Scene Anti-aliasing (FSAA), т.е. полносценный эффект сглаживания. Он дает юзверю сглаженные края объектов, отсутствие "лестниц" на прямых линиях и устранение артефактов внутри полигонов. Этим достигается очень четкая и красивая картинка во многих игрушках, уже без всяких побочных эффектов рендеринга трехмерных сцен. Разумеется, присутствует и поддержка Glide (а значит, и всех старых игр, использующих этот API).

Теперь приступим к рассмотрению плат на этом чипсете. Первая из них, Voodoo4 4500, имеет один чип VSA-100 и несет на борту 32 Мбайта обычной SDRAM памяти с частотой работы 166 МГц (Hyundai 6 ns).

Чипсет снабжен хорошим вентилятором (AAVID), но разгон карточки возможен где-то в пределах 190/190 МГц (чип и память тактуются одинаково и синхронно, поэтому их частоты нельзя изменять по отдельности). Voodoo4 4500 предназначена в основном для непритязательных игроков и имеют цену порядка 100-110 буказоидов.

Более старшая модель, Voodoo5 5500, основана на двух чипсетах VSA-100.

Частота чипа и памяти не изменилась - все те же 166 МГц, но объем памяти уже составляет 64 МБ (микросхемы от Hyundai c временем доступа 6 ns). На чипсетах установлены активные вентиляторы, поэтому проблем с перенагревом возникнуть не должно. Огорчает только сравнительно небольшой потенциал к разгону - всего 180/180 Мгц по чипу и памяти. Карта имеет довольно-таки большой размер, из-за использования двух VSA-100, и обладает повышенным энергопотреблением, поэтому вряд ли сможет порадовать безупречной работой владельцев дешевых китайских корпусов и блоков питания. Voodoo5 5500 является по сути дела самой производительной, но в то же время последней видеокарточкой 3dfx. Радоваться этому или нет, покажет время, нам же остается надеяться на то, что инженеры и разработчики продуктов 3dfx не затеряются в компании Nvidia и еще порадуют игровую общественность своими технологиями.

Содержание  Вперед на стр. 031-012-2

ttfb: 5.6920051574707 ms