Вкусная картинка: видюхи под микроскопом

Tony (tony@nifti.unn.ru)

Спецвыпуск Xakep, номер #012, стр. 012-062-1

Здорово, перец, да перестанут приставать репьи к хвосту твоего ишака. Как у тебя делищи? Наверняка уже задолбался крошить сонмы чмонстров в твоем любимом шутере? Тормозит гад, да? Сегодня я хочу тебе рассказать о том, что позволяет тебе видеть всех этих огров и асаултеров - то есть о видеокартах. А также о том, как заставить железного баксо-паразита перестать задумываться о путях Господних при появлении в зоне твоего поражения очередного десятка тварей.

Вначале было слово... машинное

В то далекое время, когда компьютеры занимали каждый по зданию со средний детсадик, а сами обладали способностями среднего детсадовца (по сегодняшним меркам), и изо всех визуальных средств программирования в наличии было только устройство для прокалывания перфокарт, умным и бесконечно загруженным дядькам даже в голову не приходило заниматься со своими "калькуляторами" какими-либо играми или прочей лабудой. Эти нехорошие дяди (и чуть более очаровательные тети) занимались вычислением траекторий полетов баллистических ракет, выращиванием новых смертоносных вирусов и прочими очень полезными делами. Данные, в которых они нуждались, выводились на километры туал... пардон, рулонной бумаги и перфокарты. Иногда нужда брала дядек (и теток) за причинные места, и им хотелось в реальном времени наблюдать инфу. В этом случае в качестве визуализаторов выступали лампочки и цифровые индикаторы, примерно как на часах в здании вокзала. Но шло время, и дядькам стало напряжно колбасить софту на перфокартах. ЭВМ (твой старичок - препод информатики - просто обожает это слово) скрестили насильственным путем с телевизором. То, чем скрещивали, получило название "видеоадаптера". Телевизор нарекли "алфавитно-цифровым монитором". Это мудреное название полностью отражает суть девайса. Люди тогда не задумывались о полезности гуевого интерфейса, кнопки "Пуск" и меню "Завершение работы..." для рядового ламера, и консоль их устраивала полностью. Ведь компьютеры в то время были уделом избранных.

Думаешь, что видеоадаптер - эта железка, вставленная в свободный разъем компа, к которой подключен монитор? Ты ошибаешься! Видеоадаптер - это, в первую очередь, микросхема RAMDAC (RAM Digital to Analog Converter). В этой самой RAMе (с форточкой и маргарином не путать! :)) хранится инфа, которую RAMDAC преобразовывает в аналоговый телевизионный сигнал (синхросмесь). Эта память называется видеопамятью. В современных понятиях - это фрейм-буфер (в то время он был одним-единственным). Еще немножко рамы уделялось изображениям отдельных, последовательно расположенных в памяти буковок, черточек и циферок. Вся эта ботва называется знакогенератором. Видеопамять физически располагалась либо на карте рядом с RAMDAC (в случае IBM PC), либо являлась отведенной частью системной памяти (например, в Спектрумах).

Нашествие писюков

Видюхи в их современном виде стали возможны благодаря появлению писюков в начале 80-х годов. Тогда на рынке тусило много платформ: Spectrum, Atari, Amiga, Apple и прочие. Но круче всех разрулились IBM-овские XT-шки, так как имели "открытую" архитектуру. Для их модернизации не надо было выпаивать из чрева большущий шмот электроники и впаивать туда другой. Нужно было только вынуть из слота одну железку и воткнуть туда другую, а старую "толкнуть". Именно поэтому почти все сдохли, а Голубой Гигант выжил.

Содержание  Вперед на стр. 012-062-2

ttfb: 4.410982131958 ms