Винчестеры к бою!

Спецвыпуск Xakep, номер #012, стр. 012-005-2

Далее - 5,25 дюймов. Они еще в ходу, хотя они и большие (Quantum'овские так и назывались - BigFoot). Ну и, конечно, самые массовые - 3,5 дюйма. Такой, скорее всего, и жужжит в твоем компе. Еще есть карлсоны на 2,5 дюйма. Живут в ноутбуках. Высота винта зависит от количества используемых пластин. Для уменьшения высоты и повышения других характеристик внешние поверхности пластин не используют. Существуют промышленные стандарты в миллиметрах, но нам они неинтересны. На бытовом уровне высота измеряется в отсеках (тех, которые на морде компьютера). Например, 3,5х2, значит, что диск высотой в два 3,5 дюймовых отсека.

Железная логика

Все слышали, что винты логически форматируют, делят и прочее. Что же это за логика такая? Разберемся! Логика жесткого диска - это то, что, как бы, есть, но чего, как бы, и нет... То есть, в принципе, физически диск организован просто: стопка оладушек, между которыми шастают головки. Все заморочки начинаются, когда вводят логическую организацию. Но без нее не получилось бы хранить информацию, так как физически клеточки на винте не нарисуешь. Каждый диск считается "разбитым" на концентрические окружности, которые называются дорожками. Дорожки, расположенные на одинаковых расстояниях от центра на всех поверхностях, называют цилиндром. То есть, если в харде 3 пластины (то есть 6-2=4 поверхности. 6 - это по две на каждую пластину, минус 2 внешних), то все третьи от центра дорожки образуют третий цилиндр.

Представь себе такую конфигурацию - и сразу поймешь. На самом деле, эти дорожки существуют только в нашей богатой фантазии. Поэтому, для того, чтобы правильно позиционировать считывающие головки в нужное место, в специальные области диска на воображаемый трек записывают служебные сигналы. Делают и по-другому: выделяют одну поверхность под так называемые сервоимпульсы (а соответствующую головку называют сервоголовкой). Это возможно благодаря тому, что на каждую поверхность имеется своя головка. А движутся эти головки одинаково - то есть, всегда находятся в одном цилиндре (на одинаковых дорожках, но на разных поверхностях). В общем, головка встает на определенном расстоянии от центра, и под ней вертится блин. Получается дорожка. Естественно, дорожки не пересекаются. Получились линеечки. Далее, каждая дорожка разбита на сектора. Количество секторов на дорожке определяется при форматировании. Это клеточки. В клеточки удобно записывать инфу (биты) и потом ее искать и читать.

Вообще, существуют два уровня форматирования: низкий и логический. При низкоуровневом форматировании на диск записывается сервисная информация (сервоимпульсы и компания) и микропрограммы. Делают это на заводе. До недавнего времени это можно было делать и дома из BIOS'а, но сейчас, когда каждый производитель использует свои технологии, эта опция может убить диск, поэтому ее убрали. Логическое форматирование (разметка дорожек и секторов) выполняется... Правильно: format C:. Или другими средствами юзаемой операционки.

Назад на стр. 012-005-1  Содержание  Вперед на стр. 012-005-3

ttfb: 2.9551982879639 ms