Киберпространство или cyberspace: история, реальность и прогнозы

Спецвыпуск Xakep, номер #011, стр. 011-058-1

Хихус (xixyc@fantom.ru)

Откуда cyber-ноги растут

Если набрать слово "киберпространство" в любой поисковой машине - вывалятся тысячи линков. В рунете, например, 133 637 ссылок. И почти столько же раз упомянут Вильям ГИБСОН (William Gibson) - папа этого термина. Да, пожалуй, начать следует с него: первого писателя - киберпанка. В то время, когда Гибсон начал писать свои романы, компьютеры занимали целые здания с гордым названием "Вычислительные Центры" и только начинали завязываться в первые военные сети. В моде был футуризм. Фантасты все больше строчили про сладкое, почти стерильное будущее. Типа, люди в белых одеждах на экологически чистых каплевидных флаерах летают между прекрасными небоскребами. В общем, все такие облизанные, никого не трогают, и каждый только и делает, что решает возвышенные проблемы совместно с мудрыми, но слегка наивными ЭВМ.

У Гибсона были совсем другие идеи. Лет 30 назад он нарисовал такую картину будущего. Бедные станут еще беднее, богатые - олигархами. Всем будут заправлять корпорации, которые срастутся с мафией и станут назначать нужное правительство. Экология окончательно засрется, и все, у кого бабок хватит, будут ходить в респираторах. Компьютеры не будут красиво мигать лампочками в стерильных помещениях, а будут собираться "на коленке" из дешевых китайских микросхем (узнаваемо, а?!) и подключаться прямо в разъем в черепе. Разъем будут вживлять в подпольной клинике за 26,5 баксов, а пиратский софт будут продавать в темных подворотнях. А крутые киберковбои (ну не было тогда такого слова - хакер... веришь?) будут взламывать защиту корпораций ворованными у русских(!) военными программами.

За такие мрачные прогнозы Гибсона назвали панком. Однако он и поддержавшие его писатели не расстроились, а только уточнили, что они не просто панки, а киберпанки. То есть люди, которые верят в высокотехнологичное, но мрачноватое будущее. Аминь.

Возвращаемся к киберпространству. Гибсон придумал его таким: сначала корпорации объединятся в глобальную сеть, потом в этой сети (матрице) станет слишком много информации, а скорость передач возрастет непомерно. Нормальному человеку станет просто невозможно просматриватьнаходитьусваивать такие объемы инфы. Поэтому ее, инфу, переведут в зрительные образы - то есть юзер увидит не гигантский архив корпорации в файлах, сваленных на серваке, а виртуальное здание, в котором можно ножками прийти в нужный отдел, где программа в виде клерка принесет тебе искомую папочку с нужными сведениями. Несешь эти бумажки к виртуальному ксероксу, засовываешь - и бац!, у тебя в комнате из настоящего принтера полезла распечатка (А ведь тогда еще даже виндов не было, не то что сетевых принтеров! Не веришь - спроси старшего брата. :)).

Легенды современного киберпространства

Пока из того, что уже есть, самое близкое к виртуальной реальности - это cyberspace сетевых игр. Многие уже просто живут в таких пространствах, а некоторые и похоронены.

Была, например, такая история - в одном из первых сетевых флайт-симуляторов круто рулил один персонаж. Ник у него был, кажется, Маггет. Классный был пилот, и парень веселый. В общем, постоянные обитатели этой игры его сильно уважали. И вдруг пропал человек - и в бой не летает, и на форуме не светится. Через некоторое время парни занервничали, начали искать его уже по-серьезному. И выяснили, что в Реальной Реальности разбился Маггет на настоящем самолете. И так все загоревали, что решили неделю не воевать, а просто поднимались со своих аэродромов в небо и летали единым строем в память о Маггете. Все это так потрясло производителей игры, что они выпустили патч, и около взлетной полосы Маггета появилась его виртуальная могила. И до сих пор есть. Такие дела.

Содержание  Вперед на стр. 011-058-2

ttfb: 3.3130645751953 ms