Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"ЖУРНАЛ ХАКЕР 120, ДЕКАБРЬ 2008 г.

Копайте, Кевин, копайте: ресурс digg.com и его создатель

Мария «Mifrill» Нефедова (mifrill@real.xakep.ru)




Удивить кого-либо оперативностью новостей в Сети сейчас сложно. К услугам всех желающих – Всемирная Паутина, плотно опутавшая наш голубой шарик, ведущие мировые новостные ленты, потоковое видео, RSS и многое другое. Но прогресс прогрессом, а создать ресурсы, где новости «генерируют» и продвигают сами пользователи, догадались лишь недавно.

Задолго до Web 2.0

На свет Роберт Кевин Роуз (Robert Kevin Rose) появился 21 февраля 1977 года, в США. Так уж вышло, что семья Кевина часто переезжала - родившись в Калифорнии, ранее детство он провел в Орегоне, а потом семейство вновь вернулось на юг и осело уже в Лас-Вегасе. Юношество Роуза протекало в крупнейшем в мире средоточии игорного бизнеса. Из-за этого он до сих пор со смехом напоминает в различных интервью, что в Вегасе, помимо казино и стрип-баров, есть и обычная жизнь, мало отличная от жизни в других городах. В самом деле, вот ведь незадача - Кевин, как и все нормальные дети, ходил в школу, вместо того чтобы шататься по притонам Вегаса, и даже был бойскаутом.

Но лучше оставим в покое бойскаутов и обратимся к более интересной нам теме - высоким технологиям. С компьютерами Роуз познакомился в совсем еще нежном возрасте, по его собственному признанию ему тогда было около 8 лет. Первой его машинкой был ныне безнадежно древний, а тогда более чем актуальный IBM 8088. И очевидно, знакомство прошло успешно («Кевин, это компьютер. Компьютер, это Кевин»). В относительно скором времени отец купил мальчику личный ПК - Packard Bell 80386 SX 16. И вот таким нехитрым путем еще одним нормальным человеком стало меньше. Уже в конце 80-х юный Кевин открыл для себя увлекательный мир BBS'ок и сетевого общения. Он до сих пор с тоской вспоминает времена, когда расшаривал доступ к своему CD-ROM'у, щедро делясь с общественностью всяческим бесплатным софтом. Несложно догадаться, что Роуз попал под тлетворное влияние IT с головой, впоследствии умудрившись связать со всем этим свою судьбу.

В свете нового увлечения Кевин перевелся в другую школу, где смог плотнее изучать компьютеры и анимацию, а после получения среднего образования поступил в Университет штата Невада, г. Лас-Вегас (University of Nevada, Las Vegas), собираясь и далее развивать свои познания в области вычислительной техники. Но карты юного дарования спутал так называемый dot-com бум, пришедшийся как раз на конец 90-х. Тогда общественность, наконец, углядела в сетевых проектах огромный потенциал и бросилась покорять новые рынки и горизонты. Фирмы и фирмочки, делающие бизнес в интернете, появлялись в изобилии, как грибы после дождя, а инвесторы активно и охотно вкладывались в подобные предприятия. Понаблюдав за этим почти броуновским движением и, видимо, решив не тратить более ценное время на учебу, в 1998 Кевин бросил университет и отправился на поиски удачи.

Ему удалось найти неплохую работу. Он устроился техническим консультантом в департамент энергетики США, а точнее, на ядерный полигон в родной Неваде. Стабилизировав свое финансовое положение, Роуз с радостью окунулся в мир стартапов и успел поучаствовать не в одном и не в двух начинаниях. Среди тех проектов (или, скорее, прожектов) ничего стоящего не нашлось, – разные источники диаметрально расходятся даже относительно их характера, не говоря уже о названиях. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что ряд известных нам сегодня компаний зародились именно в тот период - во время расцвета доткомов. То есть, определенные шансы на успех имелись у всех, и Кевину просто не повезло. Пузырь доткомов лопнул совсем скоро - в 2000 году. Тогда индекс высокотехнологичных компаний NASDAQ упал, и биржа акций едва пережила это потрясение. Сотни сетевых фирм обанкротились, прекратив свое существование и отвратив население от дерзаний в сфере интернета. Это был сильный удар, как по крупным IT-компаниям, так и по общественному отношению к интернет-бизнесу – многие по сей день смотрят на него весьма пренебрежительно.

Попасть в телевизор

Однако, крах доткомов не вызвал у Кевина особенного уныния (возможно, потому что плотно связаться ни с одним действительно серьезным начинанием он не успел), и Роуз обратился к другим областям гиковской культуры, оставив в покое чужие стартапы. Довольно неожиданно он сменил ядерный полигон на телевизионную студию, что сыграло большую роль и в будущей раскрутке digg.com и в судьбе самого Роуза. Новым местом его дислокации стал кабельно-спутниковый канал TechTV, который сам по себе весьма примечателен. Тематика TechTV всегда была очень узкой, ориентированной на нердов - новости и различные шоу о компьютерах, новых технологиях, интернете. И нельзя сказать, что при этом канал не пользовался популярностью: вещая на 70 стран мира, он имел аудиторию порядка 43 млн. подписчиков и около 1.9 млн. просителей на сайте ежемесячно. Согласись, весьма неплохо для узкопрофильного канала для гиков.

Кевин устроился на TechTV техническим ассистентом (должность одна из самых низших в тамошней иерархии, попросту говоря - мальчик на побегушках) в шоу The Screen Savers, но долго в низах засиживаться не стал. Уже совсем скоро, установив с тамошним коллективом хорошие отношения, он начал, ни много ни мало, собственной персоной появляться в эфире, не оставляя при этом и своих прямых обязанностей в The Screen Savers. Стартовой площадкой для Кевина-ведущего послужило еще одно популярное шоу TechTV - Unscrewed with Martin Sargent, где Роуз вел короткие вставки, называвшиеся Dark Tip (что-то вроде рубрики «Вредных советов» для компьютерщиков), из-за чего и заработал определенную известность как «Dark Tipper».

Тематика IT-шных видео-подкастов заинтересовала Роуза не на шутку. Забегая вперед, скажу, что он не охладел к ней до сих пор. А тогда на дворе уже сменилось тысячелетие, было начало 2000-х, и Кевин начал не только вести чужие, но и организовать собственные передачи. Так, найдя на съемочной площадке The Screen Savers братьев по разуму, он принял участие в создании хакерского подкаста thebroken, сконцентрированного вокруг взлома софта, проникновения в чужие компы и прочих тем, относящихся к IT безопасности. Здесь Кевин уже выступал не только одним из ведущих, но и был идейным вдохновителем, сценаристом и учредителем. Хотя до коммерции, конечно, было еще далеко - выпуски шоу распространялись через P2P-сети вроде KaZaa или BitTorrent, так что денег создателям затея не приносила. Зато имелся неплохой повод для гордости - по словам Роуза, за первый год существования эпизоды видео-подкаста скачивали более 2 млн. раз.

Таким образом, дела у начинающей телезвезды шли более чем уверенно, когда на горизонте замаячили серьезные перемены. Бизнес диктовал свои законы, и TechTV с потрохами перекупила крупная компания Comcast, задумав его слияние со своим геймерским каналом G4. По большому счету, желания работников TechTV на этот счет никто не спрашивал, а под предлогом слияния новое руководство уволило 250 человек и заявило, что готово принять 80-100 сотрудников, но только в головном офисе компании - в Лос-Андежеле. На переезд и такие условия согласились немногие. В ходе всех этих пертурбаций от былой команды TechTV осталась жалкая горстка - всего шесть человек. Кевин Роуз был в этой шестерке.

Революция за пару тысяч долларов

Несмотря на то, что работу удалось сохранить, а к персоналу из «старой команды» на новом месте относились нормально, сторонние проекты и идеи затягивали Кевина все сильнее. Официально он, уже в качестве одного из постоянных ведущих, продолжал корпеть над The Screen Savers, а «неофициально» потихоньку работал над своим thebroken и задумывался о большем. Гораздо большем. Регулярно общаясь с сильными мира сего, сложно не мечтать о великих свершениях. А гостями студии The Screen Savers становились многие видные личности IT-сцены, включая таких маститых динозавров, как Стив Возняк. Кстати, именно он вдохновил молодого, перспективного парня Роуза на создание чего-то действительно новаторского. Согласно официальной легенде, Кевин и Стив имели шуточный разговор на тему далеких 70-х и революционных идей, рожденных в то время. В ходе обсуждения наш герой окончательно уверился, что нужно «что-то делать». Что и говорить, живой пример в лице Возняка маячил перед глазами. Впоследствии, поразмыслив над темой немного конкретнее (формулировка «что-то делать» плохо подходит на роль бизнес-плана), Кевин, не иначе как в силу профессии и прямой связи с миром журналистики, решил, что неплохим полем деятельности может стать новостной веб-сайт. Ну, а дабы привнести некое новаторство - сайт должно было контролировать его же собственное пользовательское коммьюнити.

Стояла осень 2004 года. Идея настолько захватила Роуза, что он принялся рьяно ее реализовывать, невзирая на практически полное отсутствие ресурсов. Имея на руках весьма скромную сумму, он нанял программиста-фрилансера за $12 в час с целью создания веб-страницы и приобрел за $1200 доменное имя digg.com. Интересно, что эти деньги должны были пойти в счет оплаты дома, где Кевин проживал вместе со своей девушкой, но захваченный азартом «творец» без колебаний пустил их на дело. В итоге, со своей дамой сердца Роуз поссорился, и они расстались. С тех пор он не устает повторять: «что бы ни происходило с digg.com, я никогда больше не поставлю бизнес превыше всего». Но вернемся к сайту. Вообще-то, назвать его планировали «Diggnation», но имя показалось Роузу чересчур длинным. В ходе сокращения сначала родился простой и запоминающийся «Dig», но так как домен dig.com уже принадлежал корпорации Walt Disney Internet Group, пришлось добавить вторую «G». Исходное «Diggnation», впрочем, тоже не пропало даром - теперь так называется официальный еженедельный подкаст Дигга, в котором рассказывается о наиболее интересных событиях на сайте.

На разработку ушло всего ничего – сайт был готов к запуску уже к зиме 2004. Кевину удалось заинтересовать проектом друзей, так что команду стартапа составили Оуэн Бирн (Owen Byrne), Рон Городецкий (Ron Gorodetzky) и Джей Адельсон (Jay Adelson). Все они, кроме Бирна, по сей день остаются «в строю». Digg.com официально открыли для посетителей 5 декабря 2004, не преминув отрекламировать запуск ресурса прямо в эфире The Screen Savers, тем самым сразу обеспечив проекту первую (и далеко немаленькую) аудиторию.

Что представлял собой первичный Digg? Концепция не сильно отличалась от того, что мы имеем сегодня – у Роуза и товарищей получилась экспериментальная помесь новостного агрегатора c сайтом социальных закладок, блогом, RSS-лентой и социальной сетью. Более того, стекающиеся на Digg со всего света ссылки не контролировались никакими «высшими инстанциями» - у сайта не было и нет редакторов, а рейтинг новостей здесь определяют сами юзеры, голосуя за новость простым нажатием на «-» или «+». Не было на Digg и рекламы, правда, лишь первое время. Как только вокруг него сформировалось первичное коммьюнити (а благодаря грамотному рекламному ходу Роуза, это произошло быстро - порядка 100.000 человек он сайту обеспечил), на страницах сразу же появился блок Google AdSense. С коммьюнити Digg повезло.

Дело в том, что еще до запуска было принято решение исходно сосредоточиться на технологической тематике и соответствующих новостях. И именно за счет того, что ресурсом заинтересовалось огромное количество гиков (а кто еще мог составлять аудиторию The Screen Savers?), digg.com сумел быстро набрать внушительное количество входящих ссылок. Оказалось, что технари являются довольно активной группой - посещая множество блогов и сайтов, они были рады поделиться найденной там информацией и сделать в Сети рекламу заинтересовавшему их начинанию. Плюс, поспособствовала раскрутке и функция «Blog this». С ее помощью любую новость с digg.com можно было легко осветить у себя в блоге, дав на нее удобную ссылку. Совсем скоро Digg начал мелькать на первых строчках крупнейших поисковиков.

Успех по всем фронтам

Эксперимент удался. Стартап уверенно вставал на ноги, когда на основной работе у Роуза начались не слишком приятные перемены. Его родное шоу The Screen Savers решили упразднить, заменив похожей программой Attack of the Show!, с менее хардкорным уклоном. Дело в том, что G4 хотели вернуть прежний облик геймерского и, скажем прямо, довольно попсового канала. В новую передачу взяли старых ведущих, так что остаться не у дел Кевину, в общем-то, не грозило, но такое положение вещей его решительно не устроило. Окрыленный вырисовывающимися успехами Digg, 22-го мая 2005 в своем блоге он сообщил, что разорвал контракт с G4. 27-го числа Роуз в последний раз провел эфир Attack of the Show! и ушел в свободное плавание, чтобы уже в апреле 2005 основать собственный интернет-телеканал.

Проект получил имя Revision3 Corporation (Модификация3). Придумывая название, Джей Адельсон, Роуз и Дэвид Праджер (David Prager) взяли стандартное ТВ за нулевую точку отсчета. Единицей они назвали кабельное телевидение, двойкой видео для ПК… а третьем витком развития, по их мнению, стало интернет-телевидение, ориентированное на владельцев iPod, TiVo и прочих мобильных девайсов. Согласно этой системе подсчета и решено было назвать фирму, деятельность которой целиком и полностью сфокусировалась на видео- и обычном подкастинге. Revision3 приютила под своим крылом уже упомянутый thebroken, подкаст Digg'а - Diggnation и многие другие шоу, ориентированные, в своей массе, на все тех же гиков.

Параллельно с этим креп и развивался digg.com. Первые серьезные инвестиции пришли к нему уже в октябре 2005, – это были $2.8 млн. венчурного капитала от ведущих инвесторов. По сути, оставалось только осторожно направлять сайт в нужное русло, не мешая ему самостоятельно развиваться. Монетизация Digg'а, тем временем, двигалась проверенным путем показа рекламы. У сайта было такое количество хитов в сутки, что вскоре он не только окупил вложенные в него деньги, но и стал приносить прибыль. О многом говорит тот факт, что в 2006 году Кевин попал на обложку журнала BusinessWeek с характерным заголовком: «Как этот парень сумел сделать $60 миллионов за 18 месяцев». Хотя Роуз позже опроверг информацию относительно 60 миллионов, к этому моменту он в любом случае заработал немало. Но упомянутая сумма тоже взялась не с потолка. Ее образовали путем нехитрых вычислений - в BusinessWeek просто прикинули, сколько могла стоить на рынке доля в 30-40% компании, принадлежащая Кевину.

На сегодня Digg, конечно, стоит много дороже. Не далее чем летом этого года Google предлагал за него $200 млн. И хотя сделка не состоялась, это снова привлекло к сайту внимание инвесторов, обеспечив вливание $28.7 млн. от фонда Highland Capital Partners. Отсюда нетрудно сделать вывод, что Кевин, по состоянию на 2008 год, не бедствует, а стало быть - дела идут хорошо и у других его предприятий. Revision3 действительно уверенно держится на плаву, снабжая нашего брата интересными видео-материалами, а новый стартап Pownce, запущенный в начале 2008 и представляющий собой социальную сеть с функцией микроблоггинга, понемногу развивается.

Что до Digg'а, который заслуживает отдельного внимания, сайт уже прочно зарекомендовал себя как одно из топовых СМИ сети - порядка 236 миллионов посетителей ежегодно и ведущие позиции среди мировых лидеров по генерации трафика. Однако нельзя забывать, что «топовый» в данном случае совсем не означает «достоверный» или «объективный», ведь новости поставляют и поднимают до главной страницы обычные люди. Любая ошибка в новостях на digg.com – а они распространяются по Сети со скоростью лесного пожара – чревата не очень приятными конфузами, а информация действительно зачастую носит сомнительный характер. Не слишком большой любовью думающей публики пользуется и сама система рейтинга. В сообществе Digg'а уже давно сложилась своего рода «мафия». Из-за нее ключевую роль играет не ценность отправленной на сайт информации, а количество друзей, готовых проголосовать за твой топик, или же количество top-poster'ов (людей, чьи топики попадали на главную страницу) у тебя во френдах. Получается, что принцип «голосуй за мои топики, я проголосую за твои» здесь в почете, а речь идет совсем не о ценности информации, а скорее о «миллионе леммингов».

Конечно, «читать или не читать» – это личное дело каждого. Но в оправдание digg.com отмечу, что на сайт попадают такие вещи, которые могут остаться за бортом серьезных новостных лент, и этим он интересен и уникален. Пожалуй, только здесь одинаково бурно могут обсуждать выборы президента США, взлом мобильника Пэрис Хилтон и новую прошивку для iPhone. А с учетом того, что сайт легко настраивается «под себя», читать можно только о тех областях, которые тебе действительно небезразличны.

Но последнее слово этой статьи все же хотелось бы посвятить Кевину Роузу, а не digg.com. На текущий момент автору одного из самых ярких Web 2.0 проектов исполнился всего 31 год, и он занят не одним любимым делом, а сразу несколькими. За годы вращения в телевизионных и компьютерных кругах Кевин не только набрался опыта, но и оброс полезными связями, по долгу работы и зову личных интересов общаясь со многими пионерами IT-среды. Набрать большие обороты и развить по-настоящему бурную деятельность ему удалось лишь недавно, и останавливаться на достигнутом Роуз определенно не собирается. Какие еще идеи могут показаться ему заслуживающими внимания, и не передумал ли он «что-то делать», мы узнаем в самом скором будущем. Достаточно просто следить за новостями, что в наше время стало совсем нетрудно.

Содержание
загрузка...
Журнал Хакер #151Журнал Хакер #150Журнал Хакер #149Журнал Хакер #148Журнал Хакер #147Журнал Хакер #146Журнал Хакер #145Журнал Хакер #144Журнал Хакер #143Журнал Хакер #142Журнал Хакер #141Журнал Хакер #140Журнал Хакер #139Журнал Хакер #138Журнал Хакер #137Журнал Хакер #136Журнал Хакер #135Журнал Хакер #134Журнал Хакер #133Журнал Хакер #132Журнал Хакер #131Журнал Хакер #130Журнал Хакер #129Журнал Хакер #128Журнал Хакер #127Журнал Хакер #126Журнал Хакер #125Журнал Хакер #124Журнал Хакер #123Журнал Хакер #122Журнал Хакер #121Журнал Хакер #120Журнал Хакер #119Журнал Хакер #118Журнал Хакер #117Журнал Хакер #116Журнал Хакер #115Журнал Хакер #114Журнал Хакер #113Журнал Хакер #112Журнал Хакер #111Журнал Хакер #110Журнал Хакер #109Журнал Хакер #108Журнал Хакер #107Журнал Хакер #106Журнал Хакер #105Журнал Хакер #104Журнал Хакер #103Журнал Хакер #102Журнал Хакер #101Журнал Хакер #100Журнал Хакер #099Журнал Хакер #098Журнал Хакер #097Журнал Хакер #096Журнал Хакер #095Журнал Хакер #094Журнал Хакер #093Журнал Хакер #092Журнал Хакер #091Журнал Хакер #090Журнал Хакер #089Журнал Хакер #088Журнал Хакер #087Журнал Хакер #086Журнал Хакер #085Журнал Хакер #084Журнал Хакер #083Журнал Хакер #082Журнал Хакер #081Журнал Хакер #080Журнал Хакер #079Журнал Хакер #078Журнал Хакер #077Журнал Хакер #076Журнал Хакер #075Журнал Хакер #074Журнал Хакер #073Журнал Хакер #072Журнал Хакер #071Журнал Хакер #070Журнал Хакер #069Журнал Хакер #068Журнал Хакер #067Журнал Хакер #066Журнал Хакер #065Журнал Хакер #064Журнал Хакер #063Журнал Хакер #062Журнал Хакер #061Журнал Хакер #060Журнал Хакер #059Журнал Хакер #058Журнал Хакер #057Журнал Хакер #056Журнал Хакер #055Журнал Хакер #054Журнал Хакер #053Журнал Хакер #052Журнал Хакер #051Журнал Хакер #050Журнал Хакер #049Журнал Хакер #048Журнал Хакер #047Журнал Хакер #046Журнал Хакер #045Журнал Хакер #044Журнал Хакер #043Журнал Хакер #042Журнал Хакер #041Журнал Хакер #040Журнал Хакер #039Журнал Хакер #038Журнал Хакер #037Журнал Хакер #036Журнал Хакер #035Журнал Хакер #034Журнал Хакер #033Журнал Хакер #032Журнал Хакер #031Журнал Хакер #030Журнал Хакер #029Журнал Хакер #028Журнал Хакер #027Журнал Хакер #026Журнал Хакер #025Журнал Хакер #024Журнал Хакер #023Журнал Хакер #022Журнал Хакер #021Журнал Хакер #020Журнал Хакер #019Журнал Хакер #018Журнал Хакер #017Журнал Хакер #016Журнал Хакер #015Журнал Хакер #014Журнал Хакер #013Журнал Хакер #012Журнал Хакер #011Журнал Хакер #010Журнал Хакер #009Журнал Хакер #008Журнал Хакер #007Журнал Хакер #006Журнал Хакер #005Журнал Хакер #004Журнал Хакер #003Журнал Хакер #002Журнал Хакер #001