Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"ЖУРНАЛ ХАКЕР 120, ДЕКАБРЬ 2008 г.

Один в поле не воин: cредства для совместной работы онлайн

Степан «Step» Ильин (step@gameland.ru)




Любой мало-мальски сложный проект одному не поднять. Нет, конечно, можно постараться и через пару лет выдать полусырой продукт, но зачем? Ведь гораздо веселее, быстрее и эффективнее работается в команде. А чтобы делать это умеючи, придется выделить время и освоить полезные инструменты.

Умное слово «collaborate» сейчас популярно как никогда. Поддержка «совместной работы», а именно так оно переводится, означает, что сервис предоставляет возможность одновременной работы сразу для нескольких пользователей, которые трудятся над решением общей задачи. Причем, у каких-то сервисов коллективный труд является лишь одной из опций, а у других – непосредственным предназначением. К сожалению, «collaborate» реальную возможность работать коллективом обозначает далеко не всегда, а среди сервисов, по-настоящему поддерживающих совместную работу, бесплатны лишь некоторые. Можно долго хвалить всемирно известный инструмент Basecamp (www.basecamphq.com), предназначенный для управления проектами, но весь мед портит ложка дегтя. За пользование им придется выкладывать $24 в месяц – и это, замечу, минимум! С полгода назад взявшись наладить порядок в делах, я принялся за поиск полезных и бесплатных инструментов, которые помогли бы помочь в коллективной работе. И вот что у меня получилось.

1. Работа с документами: Google Docs

Работая в издательстве, имеешь дело с текстами постоянно. Обычный Word, установленный практически везде, отлично справляется со всеми задачами, но сильно обламывается, когда речь идет о коллективной работе. Система рецензирования, хоть и удобна, и позволяет вносить правки разными людьми, но не дает самого главного – работать с документом одновременно нескольким пользователям. К тому же, возникает серьезная проблема, когда нужно предоставить кому-то доступ к документам, находящимся внутри локалки издательства. Так как же быть? На помощь приходит Google Docs, о котором не слышал, пожалуй, только ленивый. Офисный пакет от Google работает через браузер, документы хранит прямо на своих серверах, и при этом (а это самый смак!) он изначально рассчитан на коллективную работу. Каждое внесенное в файл изменение отображается в специальной базе данных, и любую правку в нужный момент можно отменить. С авторами порой вполне удачно получается вместе редактировать текст, уточняя некоторые моменты и по ходу дела рецензируя отдельные моменты с указанием ошибок. А между редакторами расшарен специальный документ, в котором мы делимся друг с другом идеями для статей. Впрочем, подобные возможности удобно использовать и вне работы. Прямо сейчас Nikitoz планирует новогодние каникулы, оформляя все в виде электронной таблицы с указанием различных расходов, и предоставляет доступ к документу всем участникам поездки.

Чуть меньшими возможностями по коллективной работе обладает аналогичный проект - Zoho Writer (www.zohowriter.com). Зато во всем остальном, включая интерфейс, он максимально приближен к Word’у.

2. Работа в небольшой команде: Teamer

Как показывает практика, нелегко организовать даже свою собственную работу, а если речь идет о команде, пусть и маленькой, то задача усложняется в разы. Без помощи специальных средств и программ тут обойтись трудно. Но увлеченному и сильно загруженному человеку сложно выделить время (да и зачастую найти в себе желание) освоить подходящий инструмент. А ведь это должен сделать каждый участник команды…

Именно поэтому я особенно люблю и всем всячески рекомендую Teamer - очень простой веб-сервис для организации командной работы над проектом. Чтобы освоиться с Teamer’ом, потребуется одна чашка кофе: не успев допить, ты уже успеешь разобраться, что к чему.

Все устроено примерно следующим образом: люди группируются в проекты и дают друг другу задания. В проектах бывают управляющие (они видят все задания, созданные в рамках проекта) и исполнители (они видят только те задания, которые касаются непосредственно их). Все участники могут писать сообщения (комментарии) в рамках заданий и прикладывать к ним какие-то файлы. В качестве примера можно взять разработку сайта. В ней участвуют менеджер, дизайнер, верстальщик и программист. Четыре человека с помощью Teamer могут взаимодействовать между собой: дизайнер шлет верстальщику исправленные картинки, программист пинает админа, менеджер рулит всеми. Крайние сроки (они же – дедлайны) отображаются на красивом календаре, а сообщения от коллег по цеху рассылаются помимо самой системы еще и по e-mail, ICQ и Jabber'у. Teamer также используется в редакции ][ - для управления работой над выпуском DVD-приложения.

3. Совместный брейншторм: Bubbl.us

Подчас на словах не очень-то и просто объяснить, что нужно сделать команде. Проще все нарисовать. В таких случаях просто не обойтись без графического сопровождения и, в частности, MindMaps (так называемых «карт разума») – способа изложения мыслей с помощью графических схем. Эти схемы крайне удобны и для проведения мозговых штурмов, где каждый из участников может не только предложить свой вариант, но и прокомментировать чужой, указав на слабые стороны или даже внеся необходимые изменения. Благодаря бесплатному сервису Bubbl.us, коллективные брейнштормы с построением наглядных майндмэпов теперь доступны прямо из браузера. Нарисовать свой майндмэп может любой желающий, после чего экспортировать его в один из графических форматов или сохранить на сервере для просмотра коллегами. Во всей красе оценить сервис получится лишь после регистрации: после нее ты сможешь работать над одной и той же схемой одновременно с другими пользователями. Надо сказать, что интерфейс написан на Adobe Flex’е и поэтому работает очень шустро, без каких-либо глюков, характерных для сложных Ajax-приложений.

Еще одним бесплатным сервисом для создания «карт памяти» является www.mind42.com. Он позволяет создавать майндмепы, более приближенные к стандарту (en.wikipedia.org/wiki/Mind_map) и, помимо прочего, поддерживает горячие клавиши.

4. Проводим встречи онлайн: DabbleBoard и Twiddla

Тратить время на бесконечные встречи в офисе, да еще вытаскивать из дома удаленных сотрудников? Неееее, это не для нас. Уж мы-то знаем, что сейчас вообще можно отказаться от совещаний в редакции. Благодаря Skype'у, легко можно общаться с фрилансером хоть из Зимбабве – при этом не платя ни копейки, а для дополнительных объяснений использовать вспомогательные инструменты. Сразу приходит на ум офисная доска, на которой размашисто рисуешь маркером, объясняя очередную гениальную идею. Реализация подобной офисной доски есть и в Сети.

Лично мне удобнее использовать подобные вещи прямо через браузер. Для Whiteboarding’а (так называется процесс рисования на онлайн-доске несколькими пользователями) есть несколько профильных сервисов. Так, DabbleBoard основан на технологии Flex и полностью предназначен для рисования от руки. Понятно, что нарисовать, скажем, ровный круг не так-то просто, однако сервис распознает очертания основных фигур и автоматически преобразует изображение, чтобы фигура выглядела «красивой и опрятной». Ты можешь создавать и свои собственные тулкиты (наборы объектов рисования). Например, я дважды с ее помощью рисовал эскизы интерфейса.

Twiddla, в отличие от DabbleBoard, использует технологию Ajax, но предоставляет куда большие возможности для проведения совещаний онлайн. На рабочую область можно помещать иллюстрации, текст, различные документы и математические форумы. А по ходу дела – просматривать Web-сайты, оставляя на нужной области заметки, быстро обмениваться файлами, устраивать голосовые беседы. Мечта!

5. Расшариваем рабочий стол: Vyew

Vyew – это тоже сервис для проведения совещаний онлайн. У него есть одна замечательная опция, за которую разработчикам хочется сказать отдельное спасибо. Прямо из браузера с ее помощью можно предоставить доступ к своему рабочему столу! Получаем практически полный эффект присутствия с участием до 20 человек: использовать whiteboarding – это раз, обмениваться файлами – два, показывать презентации – три, совместно править файлы – четыре, наглядно показывать что-то и объяснять, передавая изображения со своего рабочего стола – пять. Для работы необходимы лишь установленный Flash последней версии и Java.

6. Редактирование текста в реальном времени: Etherpad

Сервис Etherpad – это воплощение гениальности и простоты, разработанное группой ex-сотрудников Google. Когда требуется что-то придумать, прикинуть и совместными усилиями оформить в виде текста, – лучшего инструмента не найти. Все просто: ты создаешь новый документ и получаешь ссылку, которую отправляешь остальным участникам импровизированного совещания – в итоге, каждый получает доступ к одному единственному текстовому редактору. Все строки пронумерованы, можно писать текст… А весь фокус в том, что внесенные изменения в реальном времени отображаются у каждого из участников, – и отображаются разными цветами. Если совместить это с голосовой конференцией, можно быстро набросать нужный текст или даже программный код. Для создания промежуточных версий реализована серьезная система ревизий.

7. Совместная разработка: Assembla.com

Рассказывая о Teamer, я акцентировал внимание на том, что это очень простой сервис, практически не требующий времени для освоения. Но если речь идет о серьезном проекте по разработке ПО, то тут уже сам Бог велел выделить уделить время, чтобы разобраться с замечательным сервисом Assembla.com. Наш автор – Александр Лозовюк, который по долгу службы управляет командой разработчиков и ведет крупный проект, объяснил почему оно того стоит.

Итак, что это такое? Assembla.com – это полноценный сервис для команды кодеров, занимающихся разработкой ПО. Для проекта ты получаешь любые нужные средства:

  • системы контроля версий (на выбор: SVN, Git, Mercurial, а также интеграция с внешним SVN или сервисом Githab);
  • вики для ведения документации (однако, этот компонент самый слабый и неудобный из всех, если начистоту);
  • встроенную систему тикетов или совмещенную с популярным пакетом Trac, дополненным собственным компонентом просмотра кода (Code Browser);
  • чат для общения всех участников проекта;
  • развитые средства совместной работы над изображениями;
  • графики выполнения ключевых шагов (мейлстоунов) и другое.

При этом неважно, придерживаешься ли ты популярных сейчас Agile/SCRUMM манер ведения проекта или просто разрабатываешь что-то для себя в свободное время - всегда можно настроить среду так, как хочется. Все компоненты, включая систему контроля версий, доступны с панели управления и устанавливаются простым кликом. Для продвинутых пользователей в Assembla.com тоже найдется сюрприз. Если ты используешь встроенный модуль тикетов (а не Trac), как я, то рано или поздно тебе может надоесть делать скриншоты баговв ПО или на сайте, потом их обрабатывать и прикреплять к тикетам как файл. Оказывается, у сервиса есть кнопочка «Take screenshot», которая запустит специальную Java-программу для автоматического снятия скриншотов. И таких мелочей, в лучшую сторону отличающих assembla.com от других средств, наберется много. Например, интеграция с микро-блоггингом Twitter.com - теперь все твои друзья будут знать, как продвигается проект, и не станут задавать глупых вопросов, когда релиз (это же касается и менеджеров или заказчиков). А бекап на сервера Amazon S3 спасет, даже если полетят жесткие диски у всех участников команды. Самым крутым разработчикам припасли подробно документированный API для работы с сервисом программным образом и даже плагин для Eclipse, позволяющий работать с задачами и тикетами прямо в IDE.

Помимо всего прочего, Assembla.com может быть отличным инструментом для фрилансеров и стартапов, так как содержит встроенные средства распределения задач, ведения своего портофолио, поиска и набора сотрудников для определенных работ и учет оплат. За некоторые возможности, кстати, придется платить тебе самому. Так, бесплатные Аккаунты могут быть только открытыми (то есть, код и внутренняя переписка доступны всем участникам), да и места, выделяемого под хранение кода в системе контроля версий и файловое хранилище, не так и много, – всего 200 Мб. Но стоит заплатить (исходя из расчета, 2 USD в месяц на участника проекта), как и места станет больше (до 5 Гб), и расширенные возможности появятся (тот самый бекап на Amazon S3). Если ты не создаешь нечто секретное (да-да, не пишешь убийцу Google или новую ОС, которая порвет Windows), то все возможности для тебя будут бесплатными!

Сервисы одной строкой

  • collabedit.com – простой, но уникальный сервис, позволяющий одновременно редактировать программный код с подсветкой синтаксиса. Неплохой инструмент, чтобы пошагово объяснить что-либо коллеге или сокурснику.
  • www.mindmeister.com – еще одно средство для коллективного брейншторма.
  • www.diarised.com – простой сервис, который поможет назначить встречу в удобное для всех участников время (крайне актуален, чтобы собрать всех редакторов на редколлегию, – Прим. Step’а).
  • www.google.com/notebook - удобный блокнот, разработанный Google, для записи всякой всячины несколькими людьми.
  • www.best4c.com - похожий на Microsoft Visio инструмент для рисования блок-схем прямо в браузере.
  • www.box.net – сервис для хранения файлов онлайн и совместной работы с ними.

INFO

Голосовую конференцию проще всего организовать через Skype, воспользовавшись соответствующей опцией. Причем, помимо других пользователей, можно подключить кого угодно, позвонив по обычному номеру с помощью платной услуги Skypeout. К Skype есть несколько плагинов для screen-sharing: к примеру, Unyte (https://extras.skype.com/907/view). Компанию, его разработавшую, кстати говоря, купила сама IBM.

WWW

Содержание
загрузка...
Журнал Хакер #151Журнал Хакер #150Журнал Хакер #149Журнал Хакер #148Журнал Хакер #147Журнал Хакер #146Журнал Хакер #145Журнал Хакер #144Журнал Хакер #143Журнал Хакер #142Журнал Хакер #141Журнал Хакер #140Журнал Хакер #139Журнал Хакер #138Журнал Хакер #137Журнал Хакер #136Журнал Хакер #135Журнал Хакер #134Журнал Хакер #133Журнал Хакер #132Журнал Хакер #131Журнал Хакер #130Журнал Хакер #129Журнал Хакер #128Журнал Хакер #127Журнал Хакер #126Журнал Хакер #125Журнал Хакер #124Журнал Хакер #123Журнал Хакер #122Журнал Хакер #121Журнал Хакер #120Журнал Хакер #119Журнал Хакер #118Журнал Хакер #117Журнал Хакер #116Журнал Хакер #115Журнал Хакер #114Журнал Хакер #113Журнал Хакер #112Журнал Хакер #111Журнал Хакер #110Журнал Хакер #109Журнал Хакер #108Журнал Хакер #107Журнал Хакер #106Журнал Хакер #105Журнал Хакер #104Журнал Хакер #103Журнал Хакер #102Журнал Хакер #101Журнал Хакер #100Журнал Хакер #099Журнал Хакер #098Журнал Хакер #097Журнал Хакер #096Журнал Хакер #095Журнал Хакер #094Журнал Хакер #093Журнал Хакер #092Журнал Хакер #091Журнал Хакер #090Журнал Хакер #089Журнал Хакер #088Журнал Хакер #087Журнал Хакер #086Журнал Хакер #085Журнал Хакер #084Журнал Хакер #083Журнал Хакер #082Журнал Хакер #081Журнал Хакер #080Журнал Хакер #079Журнал Хакер #078Журнал Хакер #077Журнал Хакер #076Журнал Хакер #075Журнал Хакер #074Журнал Хакер #073Журнал Хакер #072Журнал Хакер #071Журнал Хакер #070Журнал Хакер #069Журнал Хакер #068Журнал Хакер #067Журнал Хакер #066Журнал Хакер #065Журнал Хакер #064Журнал Хакер #063Журнал Хакер #062Журнал Хакер #061Журнал Хакер #060Журнал Хакер #059Журнал Хакер #058Журнал Хакер #057Журнал Хакер #056Журнал Хакер #055Журнал Хакер #054Журнал Хакер #053Журнал Хакер #052Журнал Хакер #051Журнал Хакер #050Журнал Хакер #049Журнал Хакер #048Журнал Хакер #047Журнал Хакер #046Журнал Хакер #045Журнал Хакер #044Журнал Хакер #043Журнал Хакер #042Журнал Хакер #041Журнал Хакер #040Журнал Хакер #039Журнал Хакер #038Журнал Хакер #037Журнал Хакер #036Журнал Хакер #035Журнал Хакер #034Журнал Хакер #033Журнал Хакер #032Журнал Хакер #031Журнал Хакер #030Журнал Хакер #029Журнал Хакер #028Журнал Хакер #027Журнал Хакер #026Журнал Хакер #025Журнал Хакер #024Журнал Хакер #023Журнал Хакер #022Журнал Хакер #021Журнал Хакер #020Журнал Хакер #019Журнал Хакер #018Журнал Хакер #017Журнал Хакер #016Журнал Хакер #015Журнал Хакер #014Журнал Хакер #013Журнал Хакер #012Журнал Хакер #011Журнал Хакер #010Журнал Хакер #009Журнал Хакер #008Журнал Хакер #007Журнал Хакер #006Журнал Хакер #005Журнал Хакер #004Журнал Хакер #003Журнал Хакер #002Журнал Хакер #001