Третье графическое измерение

Евгений Зобнин ака j1m

Хакер, номер #091, стр. 091-108-1

(j1m@list.ru)

Система X Window на базе OpenGL

Тебе надоел твой скучный рабочий стол, эффекты KDE и Gnome уже не радуют глаз? Ты хочешь чего-то яркого, красивого, экзотического, чтобы рабочий стол стал живым, объемным, гипнотизирующим, а друзья, увидев его, падали со стульев? Нет ничего проще! Сегодня мы опробуем XGL - X-сервер на базе OpenGL.

Начало начал

История Xgl началась в недрах небезызвестной компании Novell. Главным архитектором и разработчиком проекта стал Дэвид Рэвеман (David Reveman), служащий в компании программистом. Вплоть до 2006-го года разработка велась закрыто, и о достигнутых успехах могли знать только руководство компании и сам Дэвид. Сразу после нового года, 2-го января 2006-го, Дэвид решил поделиться своими наработками и поместил исходники в CVS-репозиторий проекта freedesktop.org. После открытия исходных кодов к проекту присоединилось еще несколько разработчиков из крупных Linux-компаний, а в сети, как грибы после дождя, стали появляться документы, описывающие процесс сборки и использования Xgl. Так начался бум популярности нового X-сервера. На данный момент почти все крупные Linux-поставщики заявили о своем намерении включить Xgl в свои дистрибутивы.

Зачем оно нам?

Вопреки распространенному мнению, OpenGL хорош не только для отрисовки 3D-графики и создания красивых визуальных эффектов. Подсистема OpenGL вкупе с современной видеокартой по скорости отрисовки и обработки графики с легкостью обгоняет любую 2D графическую подсистему (разве что Matrox со своими 2D-ускорителями может составить конкуренцию). И все благодаря чипу 3D-ускорителя, который берет на себя сложнейшую работу по обработке видеоинформации. Как следствие, используя Xgl, мы получаем рекордную скорость отрисовки изображения, аппаратное сглаживание шрифтов, настоящую прозрачность (благодаря композитной модели окон) и еще многие прелести OpenGL, вроде возможности установки различных разрешений и глубины цвета индивидуально для каждого окна. Кроме того, использование OpenGL в 2D-режиме имеет не только технические, но и экономические достоинства, к примеру, упрощение разработки видеодрайверов, так как теперь нет необходимости в оптимизации драйвера для 2D- и 3D-режимов.

Раздвоение личности

Нынешняя реализация Xgl - это всего лишь hack обычного сервера x.org. Для инициализации дисплея в нем используется технология xglx. Это значит, что Xgl сначала запускает стандартный X-сервер, затем, используя расширение glx, создает окно, размером в экран, которое и будет основой для отрисовки графики (аналог запуска OpenGL-игры в полном экране). Это временное решение, и его недостатки очевидны. А вот, что касается преимуществ:

* не требуется модификация существующих видеодрайверов

* Xgl можно запустить прямо в окне уже работающего X-сервера.

Следующая же реинкарнация Xgl будет основана на технологии xegl. Такой X-сервер планируется перевести на спецификацию EGL (Embedded GL) для прямого доступа к функциям DRI (Direct Rendering Infrastructure) или Linux Framebuffer. Для него понадобятся новые видеодрайвера с поддержкой той самой технологии DRI.

Содержание  Вперед на стр. 091-108-2
загрузка...
Журнал Хакер #151Журнал Хакер #150Журнал Хакер #149Журнал Хакер #148Журнал Хакер #147Журнал Хакер #146Журнал Хакер #145Журнал Хакер #144Журнал Хакер #143Журнал Хакер #142Журнал Хакер #141Журнал Хакер #140Журнал Хакер #139Журнал Хакер #138Журнал Хакер #137Журнал Хакер #136Журнал Хакер #135Журнал Хакер #134Журнал Хакер #133Журнал Хакер #132Журнал Хакер #131Журнал Хакер #130Журнал Хакер #129Журнал Хакер #128Журнал Хакер #127Журнал Хакер #126Журнал Хакер #125Журнал Хакер #124Журнал Хакер #123Журнал Хакер #122Журнал Хакер #121Журнал Хакер #120Журнал Хакер #119Журнал Хакер #118Журнал Хакер #117Журнал Хакер #116Журнал Хакер #115Журнал Хакер #114Журнал Хакер #113Журнал Хакер #112Журнал Хакер #111Журнал Хакер #110Журнал Хакер #109Журнал Хакер #108Журнал Хакер #107Журнал Хакер #106Журнал Хакер #105Журнал Хакер #104Журнал Хакер #103Журнал Хакер #102Журнал Хакер #101Журнал Хакер #100Журнал Хакер #099Журнал Хакер #098Журнал Хакер #097Журнал Хакер #096Журнал Хакер #095Журнал Хакер #094Журнал Хакер #093Журнал Хакер #092Журнал Хакер #091Журнал Хакер #090Журнал Хакер #089Журнал Хакер #088Журнал Хакер #087Журнал Хакер #086Журнал Хакер #085Журнал Хакер #084Журнал Хакер #083Журнал Хакер #082Журнал Хакер #081Журнал Хакер #080Журнал Хакер #079Журнал Хакер #078Журнал Хакер #077Журнал Хакер #076Журнал Хакер #075Журнал Хакер #074Журнал Хакер #073Журнал Хакер #072Журнал Хакер #071Журнал Хакер #070Журнал Хакер #069Журнал Хакер #068Журнал Хакер #067Журнал Хакер #066Журнал Хакер #065Журнал Хакер #064Журнал Хакер #063Журнал Хакер #062Журнал Хакер #061Журнал Хакер #060Журнал Хакер #059Журнал Хакер #058Журнал Хакер #057Журнал Хакер #056Журнал Хакер #055Журнал Хакер #054Журнал Хакер #053Журнал Хакер #052Журнал Хакер #051Журнал Хакер #050Журнал Хакер #049Журнал Хакер #048Журнал Хакер #047Журнал Хакер #046Журнал Хакер #045Журнал Хакер #044Журнал Хакер #043Журнал Хакер #042Журнал Хакер #041Журнал Хакер #040Журнал Хакер #039Журнал Хакер #038Журнал Хакер #037Журнал Хакер #036Журнал Хакер #035Журнал Хакер #034Журнал Хакер #033Журнал Хакер #032Журнал Хакер #031Журнал Хакер #030Журнал Хакер #029Журнал Хакер #028Журнал Хакер #027Журнал Хакер #026Журнал Хакер #025Журнал Хакер #024Журнал Хакер #023Журнал Хакер #022Журнал Хакер #021Журнал Хакер #020Журнал Хакер #019Журнал Хакер #018Журнал Хакер #017Журнал Хакер #016Журнал Хакер #015Журнал Хакер #014Журнал Хакер #013Журнал Хакер #012Журнал Хакер #011Журнал Хакер #010Журнал Хакер #009Журнал Хакер #008Журнал Хакер #007Журнал Хакер #006Журнал Хакер #005Журнал Хакер #004Журнал Хакер #003Журнал Хакер #002Журнал Хакер #001