Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"ЖУРНАЛ ХАКЕР #67, ИЮЛЬ 2004 г.

Культура дискмагов

mindw0rk (mindw0rk@gameland.ru)

Xakep, номер #067, стр. 067-074-1

История развития дискмагов

Году эдак в 96, когда PC еще был не в моде, в моей комнате на столе стоял навороченный Спектрум в элитном корпусе, с дисководом, музыкальным чипом AY и 128 Кб оперативки. В нашем маленьком городишке у меня была самая большая коллекция дисков с ZX-софтом. Игры, демки, системные утилиты… я записывал все, что только мог найти. Однажды приятель притащил пачку дискет, среди которых оказалась копия электронного журнала "ZX-Format #4.5". До этого дискмагов я никогда не видел и был настолько впечатлен, что перечитал его от начала до конца несколько раз подряд.

Уже позже, подключившись к инету и зайдя на http://zx.da.ru, я познакомился с легендарным Spectrofon’ом и другими популярными спековскими изданиями.

Дискмаги – это не просто журналы, их считают вестником сцены. Поэтому рассказать тебе о том, откуда они появились и какие они сейчас – мой перед тобой гражданский долг.

Первые ласточки

Началось все во второй половине 80-х гг., в самый расцвет краксцены на Commodore 64. В это время уже стали появляться первые демки, сценой рулила элита. Что такое дискмаг, еще никто не знал, хотя электронных журналов было достаточно. Обычные текстовые файлы, вмещающие несколько статей и посвященные описанию новых релизов. Особенно много их было на ASCII-сцене, которая сосредоточилась в США.

Также большой популярностью пользовались простенькие интры с 1-2 эффектами, где под фоновую музыку по экрану бежал скроллинг с приветами всем друзьям, знакомым и друзьям знакомых.

Первые эксперименты с мультимедийными журналами начались в 1988 г. А первым творением, выделившим концепцию дискмагов, стал пилотный выпуск "Sex’n’Crime", вышедший в феврале 1989 г. Состоял он из десятка статей на сценовые темы (новости, слухи, интервью, обзор игр, чарт), фоновой музыки и простенькой оболочки (чтобы выбрать статью, нужно было нажать соответствующую цифру). Правда, размер пока не дотягивал до размера пятидюймовой дискеты, но начало было положено, и идею подхватили другие сценеры.

В течение следующих двух лет клоны "Sex’n’Crime" заполонили андеграундовые борды. Журналы лепили все, кому не лень. Подобное разнообразие не самым лучшим образом сказывалось на качестве. Попадалось много поделок, где из 5 статей одна была напутствием редактора, вторая – перепечаткой ньюсов, третья – сомнительной ценности обзором каких-то прог, четвертая – рекламой в духе "меняюсь дисками, хочу переписываться", а пятая – рассказом, выдранным из печатного журнала. Почти все коммодоровские дискмаги были на одно лицо. Никто не хотел изобретать велосипед и просто оставлял привычный шелл с выбором раздела нажатием цифры, меняя только шрифт и содержание.

Намного лучше дело обстояло на Амиге – компьютере, который появился в конце 80-х и к началу 90-х стал хитом продаж. Возможности платформы позволяли создавать графику и музыку на порядок лучше коммодоровской. И когда на Амиге появились первые электронные журналы – они были настоящим дискмагами, качественными, интересными, красивыми. У старичков-амижников наверняка еще не выветрилась память о RAW, ROM, Grapevine и Generation – ведущих изданиях Amig’овой демосцены. Эти журналы ждали с нетерпением, ведь в каждом номере печатались только интересные и эксклюзивные вещи.

Содержание  Вперед на стр. 067-074-2
ttfb: 3.803014755249 ms