Artificial Intelligence - Искусственный интеллект

Xakep, номер #055, стр. 055-036-1

Меня часто преследует один и тот же сон. Я стою у подножья высокой горы, вокруг дикая природа, щебечут птицы, над головой – голубое небо. Я начинаю подниматься по тропинке, ведущей на вершину. Взбираюсь на самый верх... и тут небо меняет окраску, превращаясь в кровавое месиво. Все вокруг становится другим. Деревья рассыпаются раскуроченным металлом, пение птиц заглушается грохотом механизмов, а воздух наполняется гарью. С вершины горы передо мной открывается картина: бесконечное море железных существ копошится в выжженной земле. Некогда живой город заполнен марширующими роботами, железная мать кормит железной грудью железное дитя. И вдруг они замечают меня. Миллионы пар ярко-красных оптических глаз поворачиваются в мою сторону. Они тянут ко мне свои кибернетические руки, по всей долине эхом проносится гомерический хохот. В этот момент я просыпаюсь в холодном поту.

Ну, ты, демагог, ближе к делу!

Как скажешь, приятель. Тем более тема у меня сегодня – насущная и наверняка тебя, как человека разумного, заинтересует. Кстати, о разуме... задумывался ли ты когда-нибудь, откуда у нас берутся мысли? Почему мы принимаем одни решения, а не другие? Что вообще у нас творится в голове? Это только кажется, что все просто – подумал о конфетке - пошел - купил и съел. Изучением процессов мышления люди занимаются испокон веков. И почти так же долго мы ищем способы создать искусственный разум.

Еще в Древней Греции люди преклонялись перед «живыми» статуями, изрекавшими пророчества и требующими даров. Для суеверных жителей это были вестники Богов, для хитрых жрецов, засевших внутри – халявное добро. С развитием науки и техники росло число экспериментов, направленных на создание сообразительных машин. В 1736 г. французский изобретатель Жак де Вокансон соорудил механического человека, играющего на флейте. Созданный им в полный рост музыкант перебирал искусственными пальцами по отверстиям, дул в мундштук и умел исполнять 12 мелодий. Чуть позже в Австрии появился механический летописец, способный держать в руках перо и писать небольшие тексты. В 30-х годах XIX века английский математик Чарльз Бэббидж работал над созданием сложного цифрового калькулятора, получившего название «Аналитическая машина». Хотя полностью закончить проект не удалось, даже бетаверсия этого агрегата была способна рассчитывать простейшие шахматные шаги, что казалось невероятным по тем временам. Начатую Бэббиджем идею завершил в 1914 г. испанский ученый Леонардо Торрес-Киведо, представивший общественности аппарат, умеющий разыгрывать шахматные эндшпили не хуже приличного гроссмейстера. Несмотря на то, что все эти игрушки вызывали восторг у зрителей и служили наглядным примером технопрогресса, на большее, чем произвести элементарное, заранее запрограммированное действие, их не хватало.

В 50-х годах, с появлением первых электронно-вычислительных машин, люди увидели в них отличный инструмент для осуществления давней мечты – создания искусственного разума. В целом алгоритмы действий процессора компьютера и мозга человека похожи, различие только в возможностях каждого. Всеми нашими мыслями и действиями управляют сотни миллиардов взаимосвязанных друг с другом частиц - нейронов. Это как биты информации, формирующие линию поведения. Все, что могли предложить первые компьютеры – несчастные тысячи битов. Тем не менее, для некоторых программ этого было вполне достаточно. В 1952 г. ЭВМ поразила американских телезрителей, точно предсказав результаты выборов президента США. В 1956 г. большим достижением стала программа «Логик-Теоретик», которая умела выводить доказательства теорем. А в 1957 г. американские математики и голландские психологи совместными усилиям закончили начавшуюся тремя годами раньше работу над первой полноценной шахматной программой «NSS».

Содержание  Вперед на стр. 055-036-2
ttfb: 4.8949718475342 ms