Бесплатный проезд в электричках

Xakep, номер #048, стр. 048-058-1

Григорий Фишман (fishman@mail.ru)

Михаил Раер (mraer@mail.ru)

Данная публикация является результатом наших исследований. Авторы не использовали никакие источники закрытой информации. При желании любой мог проделать ту же работу и придти к аналогичным результатам. Авторы не несут никакой ответственности за использование данного материала в противозаконных целях и за материальные убытки, понесенные в результате этого использования.

Историческая справка

Сейчас штрих-коды широко используются для индексации различных товаров. Их можно встретить на обертках продуктов питания, на книгах, тетрадях, библиотечных читательских билетах и еще много где. Мы же расскажем об их использовании на железнодорожных билетах.

Ирония судьбы состоит в том, что штриховое кодирование изобрел железнодорожник, инженер Давид Коллинз. В 50-х годах он окончил Массачусетский технологический институт и пошел работать на Пенсильванскую железную дорогу. Там он занимался сортировкой вагонов. Это был тяжкий труд. Вагоны нужно было пересчитать, проконтролировать по документам каждый вагон, определить путь следования. Тогда он придумал записывать номера вагонов кодом, состоящим из красных и синих полос. Длина такого кода достигала полуметра. Шло время. Цветные полосы превратились в черно-белые, штрих-код умещается на билете шириной 4,5 см, да и цели перестали быть такими бескорыстными и благородными...

Австралийское МПС против кроликов

Совсем недавно МПС жилось плохо. Ему мешали собирать капусту многочисленные зайчики и кролики. Поэтому, для сохранения бизнеса, МПС поставило перед собой задачу: оградить свое поле высокой стеной и ввести систему платных пропусков для обитателей леса. Эта система должна была удовлетворять следующим требованиям:

1. Позволять проходить как по абонементам, так и по одноразовым билетам.

2. Автоматически контролировать доступ пассажиров на платформы.

3. Низкая себестоимость билета (стоимость клочка бумаги).

4. Билет должен быть защищен от подделок.

5. По билету можно пройти, только если он датирован текущим днем.

6. По билету любой человек должен суметь узнать дату билета, исходную и конечную зоны маршрута, направление, цену и тип билета. Эта информация должна быть доступна контролерам и пассажирам без использования технических средств.

7. На билете должны содержаться номер кассы и номер билета для проверки фальсификаций, предупреждения повторного использования и контроля денежных средств.

Учитывая всеобщую любовь к овощам, на возможностях этой системы было решено сэкономить. В результате была сформулирована концепция автономности станций, по которой, например, по билету, купленному и использованному на одном вокзале, можно пройти на другом вокзале той же зоны.

Теперь рассмотрим разные варианты реализации одноразовых билетов:

1. Магнитная или смарт-карта отпадают по п.3 и п.6.

2. Жетоны отпадают по п.5 и п.6.

3. Бумажка с водяными знаками и напечатанными данными отпадает по п.2.

Единственное, что осталось - это клочок бумаги с напечатанными на нем данными и секретным штрих-кодом, по которому турникет сможет определять параметры билета. Именно такой вариант и был выбран (см. рис. 2). Далее расскажем о методе кодирования используемого штрих-кода.

Содержание  Вперед на стр. 048-058-2

ttfb: 34.631013870239 ms