Plug-in or not plug-in?

Денис Дубровский

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-032-1

(blackcat@perehod.ru, www.perehod.ru)

Подключаемые модули для обработки звука

Любая современная музыкальная программа позволяет расширять набор функций за счет установки дополнительных подключаемых модулей сторонних производителей – подпрограмм, работающих в среде базового приложения через специальный интерфейс (API – Application Programming Interface).

Такое решение очень удобно для пользователей: каждая фирма имеет свои собственные ноу-хау, и можно выбрать действительно то, что нужно для работы, а не то, что «входит в комплект поставки». Заинтересованы в подобной архитектуре и разработчики софта: каждая компания сосредотачивается на определенном направлении, ей не нужно заниматься исследованиями в смежных областях, а совместными усилиями создается действительно высококлассное приложение. В настоящее время количество подключаемых модулей для работы со звуком превысило несколько сотен, и среди них можно найти все что угодно для решения задач любой сложности.

Самым популярным «музыкальным» API для связи подключаемых модулей и базовых приложений сегодня является DirectX (DX) от Microsoft. Этот формат поддерживают все современные виртуальные студии и звуковые редакторы. Любой DX модуль достаточно инсталлировать в Windows, и его сразу «видят» все базовые приложения. Такие подключаемые модули делятся на две большие группы: модули обработки звука (DX) и синтезаторы (DXi). Достоинством формата является его универсальность, а недостатком – относительно большое время задержки при работе подключаемого модуля в реальном времени и относительная ресурсоемкость. Главным конкурентом DX в музыкальной области является формат VST (Virtual Studio Technology) компании Steinberg. Изначально этот API создавался лишь для программ Cubase и Nuendo. Однако через некоторое время лицензию на него купили многие другие компании. Таким образом, VST обработку и VSTi синтезаторы сейчас поддерживают и главные конкуренты Cubase – Cakewalk Sonar (начиная с версии 3.0) и Logic Audio. Достоинством формата являются быстрота, относительно низкая нагрузка на центральный процессор, возможность автоматизации с помощью MIDI и высокая надежность передачи звуковых данных. Недостаток - отсутствие универсальности. До сих пор есть программы, не поддерживающие формат VST. Также существуют API фирмы Digidesign (RTAS) и Emagic (EASI), но они не очень актуальны на сегодняшний день.

В этой статье мы рассмотрим главные классы подключаемых модулей, предназначенных для обработки звука. Подавляющее большинство из них выпускаются сразу в двух форматах – DX и VST, так что проблемы выбора базового приложения по принципу возможности использования тех или иных модулей уже не существует. Качество алгоритмов лучших пакетов обработки настолько высоко, что они легко конкурируют с дорогими автономными приборами. Правда, пока есть проблема нехватки ресурсов центрального процессора компьютера при работе в реалтайме. Даже на машинах класса Pentium IV мощности иногда не хватает, так что приходится прибегать к деструктивному редактированию файлов.

Содержание  Вперед на стр. 044-032-2
ttfb: 2.7151107788086 ms