Двигай тазом по-своему!

Денис Дубровский

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-024-1

(blackat@perehod.ru, www.perehod.ru)

Ваяем танцевальную композицию в Cubase SX 2.0

Для того чтобы писать музыку на компьютере, нужны, как минимум, звуковая карта, наушники, микрофон, инсталлированная «виртуальная студия», некоторое количество воображения и самые простые знания в области теории музыки.

В этой статье мы познакомимся с основными приемами работы в Cubase SX и за час-полтора напишем собственную танцевальную композицию.

Тому, кто никогда не пытался самостоятельно писать музыку, прежде чем запускать Cubase, имеет смысл внимательно прослушать несколько дисков любимых исполнителей, чтобы понять принципы построения аранжировок. Как правило, в любой танцевалке есть партии нескольких ударных инструментов, четко различимая линия баса, фактурное наполнение среднечастотной области (повторяющиеся музыкальные фразы, сыгранные одним или двумя синтезаторами) и мягкая, плавная «поддержка» на заднем плане. Нам надо научиться слушать и слышать в общем миксе партии отдельных инструментов, запоминать их тембр и затем самостоятельно подбирать похожие звуки в синтезаторах – это самое главное в современной музыке. Мелодии и фразы отдельных инструментов в аранжировке менее важны: они настолько просты, что любой человек, обладая зачатками музыкального слуха, способен за десять минут подобрать мелодию или басовую линию любой современной песни. А вот «снять» звук любимого исполнителя – это задача куда более сложная. Для того чтобы выкрутить из синтезаторов то, что нужно, а не «что получается», требуется долгая учеба. Но стремиться к этому надо с первых дней музыкальных занятий.

Мы сейчас не будем заниматься обсуждением особенностей саунда Moby или Underwold. Наша цель куда проще: придумать и записать танцевальную вещицу, которая распознавалась бы остальными людьми как музыка, а не случайный набор звуков. Для этого надо сделать партию ударных, наложить на нее бас, придумать фактурные фразы синтезаторов, сделать «подкладку» любым плавным звуков (пэдом) и на все это дело наложить с помощью микрофона какой-нибудь речитатив или напеть мелодию. Затем смикшировать дорожки инструментов и голоса, выставив их относительный уровень и положение в стереопанораме, добавить эффекты и вывести результат в wav или MP3-файл. После этого можно показывать самостоятельно записанный трек друзьям и знакомым, а также слать его на телевидение и радио Маяк :).

Больше всего сложностей у начинающих музыкантов возникает с партиями барабанов. Дело здесь не только в ритмических рисунках, но и в звуке: в танцевальной музыке барабаны сильно обрабатываются и сходу сделать их так, как, например, «на альбоме Toxygene группы The Orb» практически невозможно. Но есть отличный вариант: воспользоваться готовыми петлями с партиями барабанов. Сейчас существует множество компактов со звуковыми библиотеками, которые можно купить на том же Савеловском рынке. На таких дисках петли (короткие фрагменты партий ударных, готовых для циклического воспроизведения) рассортированы по темпу, и найти то, что нужно, несложно. Петли просто импортируются в Cubase, расставляются на аудиодорожке – и трек с барабанами готов. Если библиотек в формате wav найти не получится, а под рукой окажутся только библиотеки в форматах GIG (для программы Gigasampler), AKAI (для профессиональных сэмплеров фирмы AKAI), или SF2 (SB Live), то выдрать оттуда петли можно с помощью отличного конвертера форматов Amazing Sound CDxtract (www.cdxtract.com). На компакт-диске журнала есть несколько петель ударных в формате wav для первых опытов по созданию музыки.

Содержание  Вперед на стр. 044-024-2
ttfb: 2.8839111328125 ms